На столе с учебниками по истории России и тетрадями соседствуют брелок в виде пушистого помпона и нежно-розовая косметичка. За ним в строгом платье молодая учительница модельной внешности. Ольга Прокопчук уделяет много времени не только подготовке к урокам, но и себе. По её мнению, в педагоге должны уживаться ум, знания и красота.
— Ты должен выглядеть подобающим образом и подавать пример. Я всегда придерживаюсь делового стиля. На работе стараюсь выглядеть хорошо. Иногда, конечно, хочется без каблуков — в кедах, — смеется учительница.
Ольга Прокопчук любит историю с детства. Часто её можно было найти не гуляющей во дворе, как других подростков, а в библиотеке у дома, где она могла заседать часами, обложившись энциклопедиями. Так девушка оказалась на историческом факультете педагогического университета. Бакалавриата ей показалось мало, и она окончила магистратуру. После вуза Ольга устроилась на работу в детский эколого-биологический центр педагогом-организатором. Там она проводила праздники, устраивала поездки по Омской области, готовила программы для форумов. Но ровно через год решила попробовать себя в качестве учителя. Устроилась в гимназию № 43 преподавать обществознание, краеведение и историю для учеников средних и старших классов и осталась там на шесть лет.
— Когда мы учились в университете, много одногруппников говорили сразу: «Мы пойдем в школу!», а я настороженно: «Не знаю, подумаю». А потом получилось так, что сама стала учителем. Плюсов много в профессии преподавателя — у нас большой отпуск, постоянное общение, и ты всегда получаешь много новой информации, — рассказывает Ольга.
С первого рабочего дня ей поручили классное руководство. «Погружение в профессию должно быть полностью с головой», — пояснил директор гимназии. Учительнице «вручили» пятиклассников, которые после нескольких дней знакомства одарили Ольгу Юрьевну «любовью».
— Буквально на второй неделе я прихожу на работу, открываю дверь, а повсюду рассыпанные по полу сердечки, которые мои пятиклашки вырезали сами. На доске висят плакаты. Так начался мой рабочий день. Было очень приятно, — вспоминает учительница.
Однажды, рассказывает Ольга, после выхода с больничного отпуска школьники подложили ей на стол мягкого медведя с запиской «Выздоравливайте».
Будучи уже подростками-одиннадцатиклассниками, они обращаются к Ольге Юрьевне за советами на любовные темы, а иногда даже делятся самым сокровенным.
— В подростковом возрасте для них очень важны межличностные отношения. Приходят посоветоваться, как лучше поступить, а что бы мне такого предпринять. Например, была ситуация, когда мальчик спрашивал, как лучше общаться с девушкой, которая ему нравится. Когда только отношения появляются у ребят, им всё интересно и ново. Мне на самом деле очень приятно, что дети доверяют мне секреты, а я стараюсь как-то помочь. При этом я всегда в курсе, как развиваются события, — поделилась Ольга.
Ольге Прокопчук 28 лет. Она считает, что её молодость позволяет ей быстрее найти общий язык с учениками и быть с ними на одной волне, ведь она в курсе современных веяний и трендов. Тем не менее для того, чтобы учителю в её возрасте завоевать авторитет у учеников, необходимо расставлять границы.
— Грань между преподавателем и учеником должна быть, даже если это и молодой учитель. Он должен держать дистанцию и соответствовать. С другой стороны, сейчас дети очень современные и сильно отличаются — более динамичные, продвинутые, быстро адаптируются, — говорит педагог.
Ольга уверена — современных детей важно заинтересовать предметом. Её уроки истории — это не всегда сухие факты и даты. Она показывает детям фильмы и презентации, а иногда может разбавить материал анекдотом.
— Мой предмет о жизни. История — это прежде всего люди. Я говорю детям, что у нас у каждого своя история. Нужно всё представить, погрузиться, ощутить. Я пытаюсь рассказывать интересно, использовать высокоинтеллектуальный исторический юмор, могу какой-нибудь анекдот рассказать, — улыбается учительница.
Зарплата, которую Ольга получает в гимназии, её вполне устраивает. Тем не менее она всегда находит варианты, где можно заработать дополнительно. Так, параллельно она трудится в частном центре, который занимается подготовкой старшеклассников к экзаменам. Энергичность девушки позволяет ей совмещать несколько работ с учебой в аспирантуре.
В свободное время девушка занимается спортом и ходит в театры. Любимое хобби учительницы — фотосессии. Ей нравится примерять на себя разные образы. Уже несколько лет она позирует на камеру одному знакомому фотографу, от кадров которого в восторге. Правда, наблюдать их могут не все. Девушка считает, что личная жизнь учителя должна оставаться за скрытыми страницами в социальных сетях.
— Я прекрасно понимаю, какая у меня профессия. Личное и рабочее я стараюсь разграничивать. В соцсетях у меня есть страница, с которой я общаюсь с учениками: сбрасываю расписание, обсуждаю события, передаю новости. Туда я выкладываю фото, но отдаю себе отчет, что она рабочая. Есть и другая, скрытая страница, туда я выкладываю фото из повседневной жизни. Там у меня только близкие и родные люди. Личная жизнь всё равно должна быть у учителя. Конечно, это личное дело каждого, но всё равно мы должны быть образцом и своим примером мотивировать, — закончила Ольга Прокопчук.