С началом спецоперации на Украине и последующими санкциями многие сферы российской экономики столкнулись с трудностями. Исключением не стал и пиротехнический бизнес. NGS55.RU выяснил, какие проблемы возникли у омских магазинов фейерверков, что происходит с оптовыми ценами на товары и способны ли, по мнению предпринимателей, отечественные производители заменить зарубежную пиротехнику.
Проблемы с поставками
Руководитель торгового дома «Русский фейерверк» Сергей Сысоев рассказал, что из-за санкций, введенных в отношении России после начала спецоперации, нарушилась транспортная логистика поставок фейерверков. Дело в том, что почти вся пиротехника, а если быть точнее, около 90%, производится в Китае. Поднебесная готова и дальше отгружать товар, однако с его вывозом возникли трудности.
Предприниматель отметил, что ранее, как правило, транспортировкой товара занимались паромы европейских компаний (а сопровождали их европейские страховые компании), но теперь этот алгоритм не работает.
— Перевозить КАМАЗами всё это дело — невозможно. На севере Китая есть стратегический мост, по которому они не пускают пиротехнику, а через Благовещенск — дикие очереди. На конец августа из 300 контейнеров [с пиротехникой], которые заказывали крупные российские компании, привезли порядка 40. По идее это просто провал новогодней продукции, — заявил Сергей Сысоев.
По словам предпринимателя, шансы, что ситуация улучшится в сентябре или октябре, минимальны. Если некоторая часть товара всё же попадет из Китая в Россию, то ее еще необходимо сертифицировать. По этой причине не исключено, что продукция может поступить в магазины уже после Нового года.
— Поэтому говорить о снижении цен в нашей отрасли вообще не приходится. Сейчас ищем любые остатки, у кого что есть, чтобы на Новый год заполнить товаром магазины. Пиротехники общаются между собой: [спрашивают], кому чего не хватает, у кого какие излишки. Как-то меняемся, торгуемся, забираем, — добавил Сергей Сысоев.
Цены вверх
Управляющий интернет-магазина пиротехники «Ярчемаркет» Артур объяснил, как импортная пиротехника попадает на полки российских магазинов: сперва произведенный товар на китайских заводах закупают отечественные оптовые компании. Затем скорректированную под российского покупателя продукцию (с обозначениями на русском языке) они продают магазинам. Он отметил, что с началом специальной военной операции произошел резкий скачок оптовых цен.
— В закупе цены повысились. Они прыгнули вверх, когда началась специальная военная операция. Но со временем чуть-чуть стали меньше. Тем не менее цены остаются выше тех, что были раньше, — сказал управляющий интернет-магазина, однако добавил, что на сегодняшний день «Ярчемаркет» недостатка товаров не испытывает.
По словам руководителя торгового дома «Русский фейерверк» Сергея Сысоева, в феврале текущего года стоимость пиротехники, если сравнивать с прошлым годом, скакнула вверх минимум на 10–15%. При этом бизнесмен заметил, что дефицит есть. Из-за него цена на пиротехнику продолжает расти.
Российская пиротехника
В компаниях, которые продают пиротехнику и занимаются организацией фейерверков, говорят, что российские производители, как правило, создают мелкую продукцию. Конкурировать с Китаем наши предприятия пока не могут.
— Основная сложность заключается в том, что сырье, скажем, «тесто» из пороха и воды, сушится в Китае в естественных условиях, — заметил руководитель торгового дома «Русский фейерверк» Сергей Сысоев. — Если у нас [в России] поставят цех для сушки этих изделий, то этот цех будет потреблять очень много электроэнергии. И это будет нерентабельно. Поэтому у нас выпускают в основном хлопушки, максимум — бенгальские огни.
Директор компании «Пиротехнический двор» Евгений Балинский кратко добавил, что ситуация сейчас сложная во всех отраслях — не только пиротехнической. Поэтому тем, кто занимается продажей фейерверков, нужно адаптироваться к текущим условиям и продолжать работать.