Омскстат опубликовал данные о средних потребительских ценах на топливо и их динамике за март 2021 года. Из них следует, что бензин подорожал на 1,5% за месяц и на 4,3% с начала года, дизельное топливо — на 0,6% и 1,8% соответственно. Газовое моторное топливо прибавило в цене 13,6% в марте и 18,4% с декабря. Для сравнения, за весь прошлый год бензин подорожал на 1,3%, дизельное топливо — на 3,4%, а газ подешевел на 1,3%.
По словам старшего аналитика компании Forex Optimum Александра Розмана, рост цен на топливо отмечается во всех регионах России. Только если в начале года он объяснялся низким уровнем запасов бензина — в 1,5 раза меньше нормы, то сейчас, когда доступность топлива повысилась, — общим ростом издержек нефтезаводов и автозаправочных станций и сжавшейся в последние годы маржинальностью бизнеса. Независимые АЗС уже заявили, что будут вынуждены поднимать цены для сохранения рентабельности, потому что в предыдущие 2 года рост розничных цен на топливо был ниже как уровня инфляции, так и индексации, предусмотренной в демпферном механизме.
Задача демпферного механизма — удерживать стабильные цены на бензин и дизельное топливо в России. При высоких экспортных ценах на нефть российской марки Urals государство доплачивает нефтяным компаниям, чтобы они не повышали цены на моторное топливо внутри страны, при низких нефтяные компании делятся сверхприбылью с федеральным бюджетом.
— Так что можно говорить о том, что в 2021 году цены на топливо в России могут вырасти в диапазоне 4–7,5%. Точное значение во многом будет определяться как действиями Правительства России, так и внешними факторами. Если цены на нефть и рубль будут снижаться, а к этому, как мы видим, появляется всё больше оснований, то повышать цены на топливо будут вынуждены не только независимые АЗС, но и сети, принадлежащие крупным нефтяным компаниям. Вероятно, тогда будет реализован весь годовой потенциал роста цен на топливо в 7,5%, — заявил NGS55.RU Александр Розман.
Эксперт считает, что заморозка цен на топливо даст обратный эффект: в перспективе от года приведет к их росту из-за снижения конкуренции и эффективности рынка в связи с банкротством независимых АЗС. Единственный выход — снижать налоговую нагрузку в ценах на топливо.
Напомним, в омском УФАС не увидели признаков нарушения антимонопольного законодательства в резком росте цен на бензин в регионе. В ведомстве также объяснили это тем, что из-за стремительного восстановления спроса на нефтепродукты после пандемии предложение не успевает за ростом потребления. При этом на заправках «Газпромнефти» бензин дорожает в 4 раза медленнее оптовых цен, подчеркнули антимонопольщики.
В ООО «Управление АЗС», которое владеет сетью заправок «Топлайн», отмечали, что не могут не повышать розничные цены, потому что для них подняли оптовые.