Омская «Пивная библиотека» и ресторан «Соло Монплезир», одни из старейших заведений в городе, объявили о своем закрытии. Рестораторы признаются: кризис ударил по ним в первую очередь. Но несмотря на сложные времена, кафе и рестораны активно открываются — с конца прошлого года на месте закрытых 49 кафе, ресторанов и баров появилось на 10 заведений больше. Чем объясняется такой парадокс ресторанного бизнеса в Омске, вырастет ли средний чек и почему будущее за фастфудом, шаурмой и доставкой пиццы — узнавала корреспондент НГС.НОВОСТИ.
14 марта в Омске закрылись кафе «Пивная библиотека» и ресторан «Соло Монплезир» — старейшие заведения местных рестораторов Семикиных (владельцы ресторанов «Лавстория», «Вкус темноты», кафе «ДэжаВю», сети «Суши БамБуши»).
Оба заведения имеют солидный стаж работы: «Пивная библиотека» открылась как кофейня в 2003 году, а «Соло Монплезир» — в 2006-м. Ресторан и кафе находились в одном здании по ул. Партизанской, 4, — как пояснили рестораторы, закрытие связано с окончанием срока договора аренды, который был подписан на 12 лет и истек.
Областное минимущество выставляет арендные площади на торги. Семикины будут участвовать в аукционе. Владельцы закрывшихся заведений пояснили НГС.НОВОСТИ: если они победят в аукционе, то возобновят работу не раньше, чем через 2 месяца. «О возрождении «Пивной библиотеки» мы думаем, нет пока точного ответа по этому формату — до проведения аукциона еще 1,5 месяца. Будем смотреть и на стоимость аренды, потому что сейчас экономика на первом месте, — пояснила владелица заведений Татьяна Семикина. —
О том, что кризис внес свои поправки в омский ресторанный рынок и сферу общепита, говорят данные справочника 2ГИС: за последние 3 месяца (с 1 декабря 2014-го по 1 марта 2015-го) в Омске закрылось 27 кафе, 12 баров и 10 ресторанов. «За этот же период открылись (или возобновили работу) 9 ресторанов. Кафе и бары, в отличие от ресторанов, показали положительную динамику — за 3 месяца открылось 35 кафе и 15 баров», — приводит статистику пресс-секретарь компании «2ГИC» Максим Бугаев и делает оговорку: кафе, рестораны и бары обновляли данные в 2ГИС не только из-за своего закрытия, но из-за переезда и закрытия на ремонт.
Омские рестораторы не видят ничего удивительного в том, что рестораны и кафе продолжают открываться. «В кризис 2008 года рестораны не открывались, сейчас — наоборот. Новые форматы привлекают внимание, конкуренция идет. Все потому, что открытие ресторанов планируется, как правило, за 1–2 года вперед», — считает Семикина.
По ее наблюдениям, в кризис в ресторанах уменьшилось число посетителей, но при этом полные залы — во время бизнес-ланчей.
Сергей Рубин, совладелец открывшейся в марте кофейни Coffee Room, а также ресторана «Панорама» и Traveller's Coffee (по франшизе), считает, что средний чек в заведениях среднего ценового сегмента не будет ощутимо расти. «Из-за роста цен на ингредиенты для блюд рестораны подняли цены в меню на 20–30 %, мы этого делать не можем, это не наш путь», — уверен Сергей Рубин.
«Есть такие данные, что потребление кофе и шоколада в кризис только растет», — отмечает владелец брю-бара Skuratov Виктор Скуратов. Директор сети «Шаурмастер» Юрий Шиян тоже считает, что в кризис омичи будут больше есть.
«В любой кризис еда — это сильнейший антидепрессант, помимо алкоголя и наркотиков. Люди депрессию будут заедать. В тот день, когда доллар побил свой исторический максимум в декабре 2014 года, у нас были рекорды по продажам шаурмы», —
говорит директор «Шаурмастер» и уточняет — в сфере фастфуда массовых закрытий нет, уходят с рынка мелкие арендаторы. «После Нового года огурцы, один из ингредиентов шаурмы, были дороже куриного мяса. Себестоимость шаурмы была слишком высока для мелких предпринимателей, сетям проще, — рассуждает Шиян. — Правильная цена на шаурму сейчас 180 руб., а продаем мы ее за 149 руб. После Нового года подняли цену всего на 10 руб.».
Вспоминая заведения, которых Омск лишился после Нового года, эксперты назвали закрытие тематического ресторана «Караван-Сарай» и превращение кафе Vanilla coffee в «Хинкальную». По данным корреспондента НГС.НОВОСТИ, на месте «Бельгийского паба» в новом году открылся London pub — подобных переименований, ребрендинга и трансформаций в городе произошло достаточно.
В кризис в Омске хорошо себя чувствовать будет фастфуд, уверена ресторатор Татьяна Семикина. По ее прогнозам, тяжело будет заведениям среднего ценового сегмента. «Выиграет тот, кто предложит клиенту возможность быстро и дешево насытиться», — считает директор сети «Шаурмастер» Юрий Шиян.
Господин Шиян уверен: будущее даже не за фастфудом, который он считает иллюзией дешевой еды, а за стрит-фудом, развитым в Москве и Петербурге. Впрочем, совладелец кофейни Coffee Room Сергей Рубин уверен в обратном: Омск пока не готов к стрит-фуду — ритм жизни не такой, как в столицах, где людям некогда заходить куда-то, чтобы поесть.
«Будущее за демократичными ресторанами. Сейчас клиенты ценят качественное обслуживание и качественную кухню по низким ценам, и желательно, чтобы у заведения была своя особенность, фишка», — считает Сергей Рубин. Виктор Скуратов добавляет, что в Омске помимо фастфуда «хорошо заживет» доставка еды на дом, особенно пиццы: «Продукты подорожали, а рестораны так цены поднимать не могут, как их подняли магазины. Поэтому омичам будет проще купить готовую еду навынос, чем приготовить».
Ирина Акишева
Фото thinkstockphotos.com (1), Ивана Рейзвих (2)