Четыре года назад студентки омского политеха Таня, Олеся и Алена арендовали барак на улице Красных Зорь, чтобы рисовать и складировать там свои картины. Затем к ним подтянулись другие художники. Так в «Бараке» стали проводить выставки, кинопоказы и даже свадьбы. Как девушки превратили старый офис в модное пространство и как реагируют соседи на тусовки в частном секторе — в статье корреспондента NGS55.RU Марии Носенко.
Отвлечься от «взрослой» работы
Час до начала выставки. Таня Киселева — единственная из девушек-организаторов, кого я застаю в тесной прихожей «Барака». Она немного волнуется: нужно доклеить плакаты художников, а еще уделить время нам. Я предлагаю помочь.
Я захожу в большую комнату, застеленную коврами. На столе — несложенные листовки для гостей, на стенах — уютные гирлянды. Об офисном прошлом «Барака» напоминают лишь пластиковые панели. Четыре года назад здесь проводили занятия по йоге другие арендаторы, и после себя они оставили пустой барак. Таня, Олеся и Алена учились на дизайнеров и искали место под мастерскую, чтобы складировать и рисовать картины. По словам Тани, их раздражал офисный стиль большинства помещений:
— Мы не один раз ходили в мастерскую «Союза художников» к преподавателю Андрею Машанову. Он привил нам любовь к таким местам. Мы захотели свою, чтобы там можно было отвлечься от «взрослой» работы.
Барак привлек девушек большими окнами и удобным расположением. Они обустроили его подручными вещами. Старые офисные столы распилили и закрасили первой попавшейся краской, диван нашли подержанный, большие ковры принесла Алена, а зеркало взяли у ее дедушки. Затем прикрепили гардины и закрыли ниши под окнами. Шторы сшила Алена. Они, кстати, стали причиной начала «войны» с соседями, которая не дает покоя девушкам по сей день.
«Война» с соседями
Соседи невзлюбили барак еще до того, как сюда начали приглашать омичей. Шторы, по их мнению, были слишком вызывающими и смущали прохожих:
— Обычные шторы нам не заходили, поэтому мы повесили шторы с изображением чертика, клоуна и девушки. Соседи говорили, что у нас безобразие, полицию хотели вызвать. Мы не против. Говорили, мол, вызывайте. Просто соседи думают, что у нас тут притон.
Соседи не оценили не только шторы, но и мероприятия. Несмотря на то, что они проходят строго без алкоголя, громкой музыки и шума. Первое было закрытым, для друзей. Второе было небольшой персональной выставкой. Затем «Барак» стал расширять круг: маркеты, свопы (обмен вещами), киноразборы, книжный клуб и философские дискуссии. Была даже свадьба: ее здесь отмечали друзья девушек. Свои лекции здесь читают молодые филологи и философы. Сама Олеся стала проводить уроки рисования с натуры.
— Соседи пришли, когда мы проводили последний кинопоказ. Резко стучат в дверь, я отбегаю. Соседка кричит, мол, надоели ваши постояльцы. Недавно кто-то сорвал афишу рядом с нами. Но есть и те, кто помогает. Мужчина из соседнего дома очищает площадку возле дома от снега. Еще подружились с мужчиной со спаниелькой чуть дальше по улице. Ходили к нему за чем-то бытовым, — рассказывает Таня.
Без отпуска и обеда
Во время разговора я смотрю на плакаты в советском стиле. Новая выставка посвящена самозанятым: тем, кто работает вне офиса, без отпуска и времени на обед из-за постоянных правок заказчика. Например, репетиторам, блогерам или тренерам. «За порог токсичный торг», «научите, господа, не гореть ваши зада» и «самозанятым оплачиваемый отпуск!» — слова, которые иногда так нужно услышать этим людям.
— У самозанятых нет трудовой культуры, и мы хотели ее через практику советского плаката придумать. Плакаты в свое время отражали трудовую действительность или пытались ее создать. Сегодня здесь выставляются 16 художников. Думаю, посмотреть придут многие. Помню, как на первую выставку пришли человек 12, не сравнить с тем, что есть сейчас.
Девушки и сами самозанятые. В «Бараке» они находятся в свое свободное время, иногда даже ночуют здесь. В аренду омички вкладывают свои деньги. То, что они получают от посетителей в качестве доната, не покрывает ее полностью:
— Цена за аренду в 2020 году была приятная, тысяч восемь. Потом десять, сейчас чуть больше. Чтобы донаты покрывали аренду, нужно устраивать очень много мероприятий. Нужно много сил, чтобы мы выходили хотя бы в ноль. Сейчас донаты покрывают только одну треть.
Стало тяжелее, когда из проекта ушла Алена. Олеся все еще помогает, но из другого города. У девушек есть основная работа в сфере веб-дизайна, также все трое работали с кофейнями Skuratov. Знаменитый «прием Геймлиха» в кофейне на Лермонтова — авторства Тани. Похожий рисунок на стене новой кофейни на Маркса — от Олеси. Оказалось, что дизайн новогодних стаканчиков также проектировала Таня.
Вот и проходит час. Я складываю последнюю листовку и замечаю, как подтягиваются люди. На доску объявлений для самозанятых кто-то приклеивает первый отрывной листочек. Это репетитор, который готовит к ОГЭ и ЕГЭ. Вспоминаю, как сама когда-то мучилась из-за отсутствия учеников. Улыбаюсь, потому что нашла место, где могут понять таких, как я.