14 февраля Первомайский суд вынес приговор режиссеру и экс-руководителю омского Пятого театра. Никите Гриншпуну дали 5,5 года строгого режима и 8,5 миллиона рублей штрафа по двум статьям — за получение взятки и за растрату. Еще тогда адвокат Андрей Хабаров — именитый и, пожалуй, самый крутой защитник омского правосудия — сказал, что апелляция будет. Она прозвучит уже сегодня в Омском областном суде. Мы же вам ее пересказываем простым текстом и чуть пораньше.
В своей апелляции адвокат выстраивает историю кочевания денег среди трех субъектов — Пятый театр, Никита Гриншпун, Денис Шибаев. И надо сказать, что 54 страницы жалобы читаются на одном дыхании. Здесь есть всё — показания актеров и бывшей сожительницы осужденного, сложные взаимоотношения между двумя режиссерами, лингвистическая экспертиза переписок в вотсапе, версия самого Никиты Гриншпуна. Настоящая пьеса, а мир, как известно, — театр.
Мы решили дать версию защиты режиссера по хронологии, чтобы читателю было легче разобраться.
Акт 1. Предварительный
Для начала биография в трех строчках. Представитель легендарной династии Гриншпунов, Никита Юльевич многие годы являлся приглашенным режиссером в разных регионах страны. Какое-то время он был самым молодым худруком в стране — в театре на Сахалине.
С 2014 года на постановку спектаклей он заключал договоры от себя в качестве ИП. Так делают многие постановщики и драматурги, потому что это позволяет сэкономить театрам на налогах — учреждениям проще заплатить юридическому, чем физическому лицу. В сентябре 2015 года Никита Гриншпун возглавляет Пятый театр, но спектакли ставить продолжает. Однако в мае 2016 года российское законодательство меняется, и с того момента госслужащие не могут вести свою предпринимательскую деятельность. ИП Гриншпун перестал существовать.
Через пару месяцев в личной жизни Никиты Юльевича происходят перемены — он разводится с супругой. В браке у них была дочь, и, соответственно, суд принимает решение об алиментах — в пользу и дочери, и жены. Со всех своих доходов Гриншпун обязан отдавать 1/4 части.
С тех пор перед ныне осужденным возникла задача — он планирует продолжать ставить спектакли, но с гонораров платить алименты не хочет (а гонорары у именитых постановщиков исчисляются сотнями тысяч рублей). Да и в обязанности руководителя режиссура не входит и не оплачивается (здесь апелляция ссылается на Устав театра). Тогда Никита Гриншпун решает предложить другому человеку открыть счет.
«Открытие ИП на третье лицо и заключение на него гражданско-правовых договоров на постановку спектаклей позволяло Гриншпуну Н. Ю. обойти законодательный запрет на занятие предпринимательской деятельностью, находясь на должности руководителя театра, и сокрывать свои реальные доходы от взыскания по алиментам», — из апелляции.
И здесь на сцене появляется Денис Шибаев — давний знакомый Гриншпуна.
Денис Шибаев окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства в 2007 году. Работал в Государственном национальном театре Карелии, Новгородском академическом театре драмы им. Ф. М. Достоевского, Сургутском музыкально-драматическом театре и других.
Акт 2. Доверительный
Никита Гриншпун предлагает Денису Шибаеву зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем. Они давно знакомы, были сокурсниками, вместе работали на некоторых постановках.
Никита Юльевич предлагает коллеге такой план: Шибаев становится ИП, а руководить деньгами будет сам Гриншпун. На расчетный счет будут поступать гонорары, которые Гриншпун получает за постановку спектаклей. Одновременно с этим худрук предлагает Шибаеву работу в Пятом театре в качестве своего помощника.
Денис Шибаев согласился, но с некоторыми условиями — руководитель должен оплачивать ему и его семье съемную квартиру, авиаперелеты и абонемент в фитнес-клуб. Это, грубо говоря, компенсация за ответственность.
«Помощь Шибаева Д. Н. была ему необходима, так как ему было сложно совмещать руководство театром с постановкой спектаклей от начала и до конца <…>», — из апелляции.
Имя Дениса Шибаева начинает появляться в репертуаре — выходят театральные премьеры за его авторством. Журналисты задают ему вопросы, ТВ-каналы пишут интервью и только в суде выясняется, что Шибаев имеет к этим премьерам мало-мальское отношение. В суде актеры и другие сотрудники театра сказали, что автором этих постановок является Гриншпун, а Шибаев выполнял, так сказать, функцию ассистента.
«Репетициями спектаклей, режиссером которых значился Шибаев Д. Н., в основном занимался Гриншпун Н. Ю.»
Андрей Хабаров отмечает, что суд не принял во внимание показания свидетелей. Читатель спросит, почему это было так важно для стороны защиты? Отвечаем.
Дело в том, что постановка спектаклей не входила в функции художественного руководителя театра. А значит, за это Гриншпун зарплату получать не мог, но спектакли ставил. В итоге он, перечисляя гонорары Шибаеву как номинальному автору, брал их потом себе — за сделанную работу.
Например, в апелляции фигурируют четыре спектакля за авторством Шибаева. Гонорары за них пришли на счет ИП Шибаева, а деньги снял Гриншпун. По версии следствия, поясняет адвокат, это как раз часть взятки, которую дал Денис Шибаев своему руководителю. Однако сам Гриншпун и свидетели (актеры) дали показания, что спектакли ставил Никита Юльевич (и потом забрал гонорары за них со счета).
Денис Шибаев потом подтвердит, что деньги на счете ИП Шибаева принадлежат Гриншпуну и он ими распоряжался. Это подтвердит и психолого-лингвистическое исследование, которое анализировало переписки между режиссерами. Также Шибаев скажет в суде, что Гриншпун «принимал непосредственное участие во всех спектаклях».
Акт 3. Взяточнический
По версии следствия, Никита Гриншпун помог режиссеру Денису Шибаеву устроиться на работу в Пятый театр. Следователи считали, что с ноября 2016 по март 2020 года фактически все спектакли ставил обвиняемый, а с Дениса Шибаева брал деньги за неувольнение. Таким образом, художественный руководитель театра получил от режиссера-постановщика в качестве взяток более 4,2 миллиона рублей. Апелляция историю о «неувольнении» опровергает:
«Работая в должности режиссера, главного режиссера театра, Шибаев Д. Н. добросовестно выполнял возложенные на него трудовые обязанности, а именно: ставил необходимое по нормативам количество спектаклей и других сценических представлений за зарплату режиссера, а также выполнял другие обязанности по трудовому договору», — из апелляции.
Тем не менее именно Денис Шибаев дал показания против Никиты Гриншпуна, и они легли в основу уголовного дела. А потом он отказался от своих слов. Андрей Хабаров приводит объяснения Шибаева Д. Н. от 11.03.2019, в которых он указал, что никаких взяток Гриншпуну Н. Ю. не передавал, что оговорил его из-за личной неприязни, вызванной творческой завистью к нему, написал, так как был напуган, боялся потерять работу. Также Хабаров приводит вопрос/ответ Шибаева в суде.
— Денис Николаевич, в данном случае вы денежные средства переводили под какой-то угрозой, под какими-то санкциями, под каким-то условием?
— Во всех случаях я переводил все эти средства по договоренности на словах.
Ну и настала очередь самой интересной части взятки — дорогих часов.
Акт 4. Сицилийский
Здесь много писать не стоит. Акт будет коротким.
По версии защиты, в августе 2017 года Шибаев, Гриншпун и ныне экс-возлюбленная последнего отдыхали на Сицилии. В разгар отдыха Никита Юльевич решил себе приобрести часы за 400 тысяч рублей. Но у него таких денег не было, и он занял их у Дениса Шибаева. Тот перевел на покупку указанную сумму, и потом она станет очередной частью взятки, по версии следствия. То, что это была не взятка, а именно заем на аксессуар, подтвердит бывшая сожительница Гриншпуна, с которой они впоследствии расстанутся. Показания она давала уже будучи не в связи с осужденным. За несколько месяцев Никита Юльевич отдаст долг Шибаеву.
Акт 5. Световой
Вернемся к началу всей истории. Уголовное преследование Никиты Гриншпуна началось с обвинения следствия, что с 2016 по 2018 год Никита Гриншпун заключал контракты на оказание услуг художника по свету на Шибаева, а полученный гонорар забирал себе. Сумму следователи назвали — 1 300 000 рублей, похищенные за указанные три года.
— Всё ведь на виду. Идет репетиция спектакля. Режиссер стоит в зале и орет — это туда, это сюда, ты уйди, на эту реплику погаси. Скрыть это невозможно. На сцене стоят двадцать артистов в костюмах, им жарко, осветители вешают эти фонари и проклинают режиссера. Бутафоры, реквизиторы. Процесс работы невозможно скрыть, это не история, когда я сидел в кабинете и что-то делал, — пытался объяснить Гриншпун на встрече с журналистами еще до суда.
Это было уже давно. Сегодня мы видим, что контракты на постановку света на другое лицо стали лишь началом этой большой истории. А конец будет уже скоро — его озвучит Омский областной суд.
Напомним, ранее мы рассказывали версию следствия в материале «Как за взятку судили известного российского режиссера Никиту Гриншпуна». Сразу после приговора за осужденного вступилась известная российская актриса Юлия Пересильд.