Культура подробности Платил за свет «в особо крупном»: в чём подозревают омского режиссёра Гриншпуна

Платил за свет «в особо крупном»: в чём подозревают омского режиссёра Гриншпуна

Худрук «Пятого театра» оказался под подпиской о невыезде из-за обвинения в растрате

Никиту Гриншпуна считали одним из лучших режиссёров России. Теперь он — фигурант уголовного дела

В мире омской культуры на днях зазвучала новая история, причём история уголовная. В пресс-службе УМВД рассказали о художественном руководителе одного из городских театров, который, по данным полиции, растратил принадлежавшие этому театру деньги. Сумма приличная — 1,3 миллиона рублей, так что речь идёт об «особо крупном размере». Дело возбуждено, обыски прошли, подозреваемому выбрана мера пресечения. Строго говоря, больше официальных данных нет: в пресс-службе не называют даже фамилию. Однако мы смогли узнать ещё кое-что о фигуранте дела, которого в некоторых публикациях уже называют «омским Серебрениковым».

Театральная династия

Как выяснилось, дело возбудили в отношении художественного руководителя «Пятого театра» Никиты Юльевича Гриншпуна — человека, связанного со многими другими российскими театрами и по месту работы, и по рождению. Дело в том, что существует целая династия Гриншпунов. Её основатель по имени Изакин Абрамович, родившийся в 1912 году, а умерший в 1999-м, был первым режиссёром Одесского театра музыкальной комедии (сейчас академического) и преподавал в Ленинградском театральном институте, так что к его школе можно причислить многих известных актёров. Отличный пример — Борис Смолкин, которого все знают как дворецкого Константина из «Моей прекрасной няни». Мемуары Изакина Гриншпуна, изданные в Киеве в 1986 году под названием «О друзьях моих и учителях», и сейчас можно найти в Интернете.

Сын Изакина Абрамовича, Юлий Изакинович, пошёл по той же стезе. Он ставил мюзиклы в Одессе, в разных городах Сибири и Дальнего Востока, пять лет (до самой смерти в 1999 году) был главным режиссёром Хабаровского музыкального театра. Женат он был на актрисе, Наталье Борисовне Гриншпун, которая здравствует и по сей день. Она играла в театрах Владивостока, Воронежа, Магадана, Хабаровска и Одессы, а на «Кинопоиске» значится внушительной длины перечень киноролей. Самая свежая роль — Марковна в прошлогоднем мини-сериале «Лютый-2».

Сыном Юлия Изакиновича и Натальи Борисовны и является омский режиссёр, заинтересовавший правоохранительные органы.

Остров Сахалин и другие места

Гриншпун успел поработать в разных концах России и немного в зарубежье

Никите Гриншпуну пришлось поездить по России не меньше, чем его родителям (видимо, это одна из примет театральной профессии). Он закончил Академию театрального искусства в Петербурге, потом ГИТИС в Москве, ставил спектакли на юге (в Одессе, Ростове, Ставрополе), на западе (в Калининграде и Таллине), на Дальнем Востоке — в Южно-Сахалинске. В последнем городе Гриншпун стал в 2009 году худруком международного театрального центра имени Чехова, и его признали самым молодым руководителем театра в России. Тогда ему было 35 (ну а сейчас, соответственно, 46).

Репутацию молодого, но успешного режиссёра подкреплял успех самого первого спектакля — «Шведская спичка» по Чехову, поставленного пятикурсником Гриншпуном в 2007 году на сцене Театра наций. Эта постановка принесла режиссёру премию «Хрустальная Турандот», Гран-при фестиваля российского искусства в Ницце и номинацию на «Золотую маску». А со спектаклем «Катящиеся камни мха не собирают» по пьесе Барри Клиффа, который увидели жители Таллина, Гриншпун победил на театральном фестивале стран Балтии.

Ну а потом в биографии Никиты Юльевича появился Омск. Гриншпун возглавил «Пятый» в 2015 году и запомнился местным театралам проектом «Режиссура без цензуры», в рамках которого в наш город привозили спектакли из других городов. Один из этих спектаклей носил эффектное название «ShЛЮхИ — Не ОGоНЬ», и в городском парламенте даже звучало требование запретить его за безнравственность.

Дела денежные

«Пьяные» — одна из постановок Гриншпуна в «Пятом». К постановке света, в том числе на этом спектакле, могли возникнуть вопросы у следствия

Должность главы театра — это не только статус культурного корифея, но и неплохие деньги. По официальным данным, Никита Гриншпун в прошлом году зарабатывал в среднем 123 882 рубля в месяц. Среди омских коллег он тогда оказался третьим: его опередили только Виктор Лапухин из Драмтеатра (281 тысяча в месяц) и Нелли Бут из Музыкального (146 тысяч). Ну а среднестатистический омич оказался беднее Никиты Гриншпуна в три с половиной раза (официальная средняя зарплата — 35 тысяч рублей).

Однако теперь в полиции уверены, что худрук «Пятого» ещё богаче, чем кажется. Криминальная схема должна была принести ему 1,37 миллиона рублей за два года или в среднем ещё 57 тысяч в месяц.

— В ходе предварительного следствия установлено, — рассказали в пресс-службе УМВД, — что с 2016 по 2018 год подозреваемый заключал фиктивные договоры на оказание услуг художника по свету при постановке спектаклей. В общей сложности он перевел подставному лицу свыше 1,3 миллиона рублей.

Мы нашли эти договоры на сайте госзакупок. Исполнитель всегда один и тот же — ИП Артамонова Евгения Алексеевна, в документах речь идёт о световом оформлении постановок конкретных пьес: «Пьяные», «Лекарство от жадности», «ShЛЮхИ — Не ОGоНЬ». Суммы варьируются от 135 до 211 тысяч рублей. Интересно, что в ЕГРЮЛ (едином госреестре юридических лиц) ИП Артамоновой с такими именем и отчеством нет. БК55 со ссылкой на информированные источники называет ту же фамилию и заявляет, что «гражданка Артамонова» — соседка и хорошая знакомая главного бухгалтера «Пятого театра», раньше работавшая в полиции.

Сейчас Гриншпун дома: его отпустили под подписку о невыезде. По официальным данным, в уголовном деле сейчас ровно один фигурант, но следователи активно изучают все контракты, заключённые нынешним руководством «Пятого театра». Возможно, дополнительным стимулом для них является информация о расходах подозреваемого: наши коллеги из «Суперомска» выяснили, что в начале весны Гриншпун мог купить автомобиль Land Rover Range Rover новейшей модели, который стоит около восьми миллионов рублей.

Впрочем, даже уже выявленной растраты достаточно, чтобы квалифицировать действия подозреваемого как нанесение ущерба в особо крупном размере. Это грозит худруку «Пятого» десятью годами тюрьмы и штрафом до миллиона рублей. «Накопает» ли следствие что-то ещё, окажется ли доказательная база обвинения достаточно убедительной, будет ли дело Гриншпуна иметь хотя бы отдалённо такой же резонанс, как дело Серебреникова, станет понятно позже.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства