Павел Юшин делит спальню с десятью красавицами. Они похожи друг на друга тонкими чертами лица. В длинные волосы вплетены звёзды, диски планет и воздушные перья. Они пленительно прекрасны, но оставаться с ними на ночь Павел согласен только при одном условии: глаза очаровательных нимф никогда не откроются.
— Меня постоянно спрашивают: «А почему у них всегда глаза закрыты?» А я им отвечаю: «Если им глаза открыть, то, когда начнутся сумерки, будет неуютно», — таинственно подмигивает резчик по дереву.
Девушки, погруженные своим создателем в вечный сон — маски из кедра, березы и сосны, которые Павел мастерит на протяжении 13 лет.
Художник учился на факультете искусств в педагогическом университете. На третьем курсе студенту поступил заказ от екатеринбургского сталелитейного завода изготовить маску. Тогда и проснулся первый интерес к этому виду работ. Дальше фантазии мастера стали подпитывать символы венецианского карнавала.
— Я пробовал лепить венецианские маски из пластилина. Самая первая была похожа на чукчу. Я тогда только начинал работать с объемом. Декоративные элементы были красивыми, а само лицо — не очень. Вторая получилась поинтереснее, — со стеснением достает из закромов заброшенный слепок Павел Юшин.
Затем картины известного американского художника Бориса Валеджо наложили отпечаток на творчество мастера. Девушки из вымышленных миров с крыльями стрекоз, птиц и летучих мышей, позирующие на фоне сказочного леса, стали новым вдохновением.
— Сейчас мне нравятся фэнтези-женщины, — отмечает мастер.
Все начинается с рисунка. Иногда, рассказывает Павел, над чистым листом можно просидеть часа два, а то и больше. Когда образ наконец-то появляется в голове, первым делом вырисовывается лицо. Дальше мастер рассчитывает, какие объемы дерева ему понадобятся. Только потом он берется за инструменты.
— Начинаю с пипки носа, потом прорезаются переносица, лоб и подбородок, — увлеченно рассказывает Павел.
Дерево для своих изделий Павел добывает где придется. Покупает на фабрике мебели или использует простые дрова.
— Мы ездили на Алтай в деревню, и я увидел там большие кедровые дрова. Кедр — благородное дерево, с ним работать очень приятно. Я выслал себе до Омска две посылки. Они были килограммов десять, — вспоминает мастер.
Например, девушка, облаченная в облака, раньше была четырехметровым бруском.
А эта лесная нимфа раньше пылилась на фабрике мебели в ожидании, когда ее оживят.
Финальный штрих в завершении образа — макияж акварелью. Павел любит использовать зеленые, коричневые и синие краски.
На изготовление одной маски в среднем уходит месяц. Иногда работа может затянуться и на годы.
— Бывает, бросаю на полпути. Одна уже года три висит. Я постоянно к ней возвращаюсь. Сделаю какой-нибудь элемент и всё. Когда приходит идея за идеей, доделывать то, что начал, иногда нет времени. Надо долго не видеть её, тогда она снова становится интересной, — улыбается Павел Юшин.
Сейчас мастер работает сразу над четырьмя проектами. Он снова учится лепить лица из пластилина, прорабатывая детали. Новым соседкам он всё же открыл глаза.
— Хочу попробовать смастерить девушек с другим типажом с большей детализацией — с надбровными дугами, ресницами, мимикой. Говорят, они похожи на бывшую жену. У меня какой-то стандарт в голове. Сейчас я пытаюсь отойти от этого образа, — поделился мастер.
В мастерской и одновременно спальне Павла Юшина гипнотизируют не только деревянные маски. Здесь можно часами рассматривать густой лес, застывший в жёлтой смоле.
— Это светильники. Смешиваю один к двум эпоксидную смолу и отвердитель, потом добавляю колер или пасту от ручек. Покупаю стержни, есть редкие цвета, какой-нибудь оранжевый, например. Сквозь него можно увидеть свет, — оживился Павел.
В основном омич работает в домашней мастерской. Дело идет в гору, если включить музыку-транс. Иногда мелодии из колонок может заменить пение птиц. Павел любит мастерить в лесу, шлифует небольшие детали, сидя на пеньке.
Заработать на творчестве, рассказывает мужчина, сейчас сложно (хорошо, что иногда также поступают заказы с мебельной фабрики). Много клиентов было в 2014 году. Сейчас омичи в основном покупают часы и настольные светильники — то, что более функционально. Наибольший восторг вызывают деревянные маски, но они в основном уходят на подарки близким.
— Наверное, все уже украсили стены своих коттеджей, — смеётся Павел.