Десять новеньких белых автобусов выстроились полукругом на территории автобазы здравоохранения. Таким же полукругом выстроились и сотрудники центральных районных больниц — именно их водителям должны были вручить ключи от всех этих автобусов. «А зачем им нужны эти пазики?» — спросите вы. Всё дело в том, что это не простые машины — это мобильные фельдшерско-акушерские пункты, одни из первых в Омской области. В конце декабря Называевская и Омская районные больницы получили по передвижному ФАПу, но их было всего два — ПАЗ и «Газель».
В чём отличие нынешних ПАЗов от предыдущего, который уехал в Называевск? Во-первых, они полноприводные. Автобусы-вездеходы будут добираться до населённых пунктов, где живут меньше ста человек, а это означает, что им нужна максимальная проходимость. Во-вторых, у них более мощный двигатель. О третьем же отличии мы узнали лишь после того, как оказались внутри ФАПа (о нём чуть позже).
Для осмотра нам достался ФАП, который спустя несколько часов должен был отправиться в Большереченскую райбольницу. У ПАЗа есть рулевой гидроусилитель и пусковой нагреватель, чтобы в холодную погоду можно было завести двигатель быстрее. Две двери — передняя, через которую в ФАП запускают (или заносят) больных, и задняя, которая служит запасным выходом. Что же касается внутреннего медицинского оснащения, то оно немного отличается от стационарного ФАПа: всё-таки автобус маленький, но должен компактно охватывать всё необходимое.
Внутри передвижного ФАПа прячется то самое третье отличие, о котором шла речь в начале, — гинекологическое кресло. Вообще в автобусе проводить осмотры будет достаточно удобно: на окнах — жалюзи, места хватает, есть освещение, отопление и кондиционер. Также из медицинского оснащения — электрокардиограф, дефибрилляторы, портативный спирограф, прибор для измерения артериального давления, измеритель концентрации глюкозы (для больных сахарным диабетом), разные виды дыхательных аппаратов и многие другие необходимые вещи.
Рассмотрев ПАЗ со всех сторон, мы обеспокоились важным вопросом — как туда будут попадать лежачие больные? Специальной аппарели в автобусе нет, только заниженная ступень, заднюю же дверь и вовсе нельзя рассматривать как вариант транспортировки. Оказалось, что в салоне есть носилки, с помощью которых можно будет переместить больного внутрь.
Всего на новые автобусы потратили 74 миллиона рублей, то есть каждый из них обошёлся в 7 миллионов 400 тысяч.