Город «Мне ничего не надо, я свободу люблю»: в Омске бывшая санитарка стала жить на улице и собирать книги

«Мне ничего не надо, я свободу люблю»: в Омске бывшая санитарка стала жить на улице и собирать книги

«В книге много анекдотов про Сталина, а раньше за них сажали», — говорит Зинаида

На Московке в Омске живёт необычная бездомная женщина, которая не пьёт и не курит, спит на теплотрассе, читает книги и любит свободу.

— Читать я люблю очень. Я неторопливо читаю, чтоб всё разобрать, понять. Все книги у меня тут хранятся — в пакете. Я их сама все нашла. Как увижу, что книгу вынесли, — всё, у меня аж глаза светятся. Жанры я разные люблю — сказки, детективы, фантастику. Вот книгу эту я от корки до корки прочитала, и эту, и эту. Сейчас читаю вот эту, — говорит Зинаида Петровна и показывает книгу французского писателя Проспера Мериме «Хроника царствования Карла IX».

— Интересно, — добавляет она.

Прежде чем забраться на свои вещи, женщина снимает сапоги, надетые на босую ногу

Зинаиде Голубевой 60 лет. Она живёт на теплотрассе, читает романы, сказки, детективы, анекдоты и ходит в церковь. На предложение привезти ей книг она широко улыбается и округляет глаза.

В закромах, в белом пакете из супермаркета, бережно завёрнутом в старый пуховик, хранятся её главные сокровища — книги и очки в банке из-под какао. В её библиотеке встречается русская классика — «Мёртвые души» Гоголя, произведение американского фантаста Дина Кунца, исторические романы, бульварная и христианская литература, сборник анекдотов, сканворды и старые газеты.

На трубы теплотрассы, где у неё устроена постель и кладовая, она перебралась недавно. А на улице омичка живёт уже 18 лет и не боится оставаться ночью в одиночестве. По словам бездомной, на трубах ей комфортно. Никто не пытается прогнать женщину, местные жители, наоборот, помогают ей продуктами и вещами. Людей, которые живут в ближайших домах, она называет соседями.

— Никакого негатива от соседей. От дождя мне обещали клеёнку принести. Вот сегодня вернулась из церкви, а под одеялом молоко лежит. Мне тут две девушки помогают — Лена и Екатерина. Они рядом живут. Хлеб, молоко, колбаса... всё время чем-нибудь угощают. А вот в доме рядом [в частном секторе] соседка коз держит, молоко продаёт — бутылка 100 рублей! К ней парень всё время ходит — покупает для ребёнка, со мной здоровается, — делится Зинаида.

Спящих неподалёку собак она называет друзьями.

— Они не мои. Я сама по себе, и они сами по себе — убегут, прибегут. Друзья. У меня в ногах на трубах лесенка, так они там проходят бывает, мы друг к другу привыкли, — рассказывает омичка.

Женщина родилась в Соколовке, в Омской области. По её словам, она хорошо училась в школе, любимым предметом была литература. Любовь к чтению привили родители и учителя. В молодости Зинаида работала санитаркой в терапевтическом отделении Соколовской больницы и мечтала отучиться на врача.

— Знаете, не получилось поступить. Похоронила родителей, и как-то всё завертелось: то одно, то второе. Пришлось устроиться дояркой потом. А работать в больнице мне нравилось. У меня была своя комната небольшая, стол, белый халат. Я мыла палаты, помогала детей пеленать. Никакой работы не боялась, — рассказывает женщина, с улыбкой вспоминая работу в больнице.

— Я с мужем в разводе. В Соколовке у меня братья и сестра — Саша, Коля и Тоня. Сына два было, Серёгу похоронила, остался Женя, ему 30 лет. Все в Соколовке. А я вот тут. Мы общаемся. Я когда с ногами в больнице лежала, я письмо им писала. Они все знают, что я здесь. Привозить — ничего не привозят. Отношения у нас отличные. Братья у меня рыбаки, охотники. У нас же там озёр много, — говорит бездомная о родных.

Раньше омичка жила в двухэтажных бараках у знакомой бабушки.

— Она меня всё дочкой называла. Очень добрая старушка. Я ей на огороде помогала, картошку копала, воду таскала, полола. У неё дети — приедут и всё, что у неё есть, заберут. И огурцы все, и картошку, совсем чуть-чуть ей оставят. Мне это не нравилось. Сын её приезжает, я говорю — ты бы сам хоть раз ей помог. Поругалась с ними в общем, пришлось уехать, — вспоминает женщина.

После этого она перебралась на бетонированную крытую теплотрассу. Там собиралась компания бездомных и алкоголиков, в которой главным развлечением была выпивка.

— У меня там диван был свой, вещи. Я вообще не пью, не курю, меня в туберкулёзку возили проверять — лёгкие чистые. А они все пьют, курят, читать не дают. И мне говорят: «Чё ты не пьёшь с нами?!». А я не хочу и не буду! Мне это не надо! Я ушла оттуда на трубы. Вещи перетащила вот. У меня здесь порядок относительный. А они мимо ходят сейчас и даже не здороваются, — рассказывает она о бездомных, которые живут по соседству.

— Мне такая жизнь в принципе нравится. Я живу свободно, читаю, хожу в церковь, читаю молитвы, служения стою. Собираю пробки, бутылки пластиковые сдаю. Работы не боюсь. Где-то что-то помою. А в Соколовку не хочу. И в приют не хочу. Мне свобода нужна, — улыбаясь заключает Зинаида.

Александр Зубов
Фото и видео автора

У нас есть свой канал в Яндекс.Дзен, подписывайтесь и читайте самые интересные истории.
Новости и фото отправляйте нам в редакцию в WhatsApp и Viber: 8–913–670–33–77.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
ТОП 5
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Алиса Князева
Корреспондент VLADIVOSTOK1.RU
Рекомендуем
Объявления