НГС.ОМСК продолжает рубрику «Возраст не помеха» об омичах, которые даже на пенсии продолжают вести активный образ жизни
68-летний байкер рассказал о жизни и проблемах омских мотоциклистов.
НГС.ОМСК продолжает рубрику «Возраст не помеха» об омичах, которые, несмотря на свой почтенный возраст, ведут активный образ жизни. На этот раз героем нашей рубрики впервые стал мужчина — 68-летний Юрий Савчинский, который ездит на мотоцикле с 1968 года, состоит в байкерской группе и не собирается бросать своё любимое занятие. О том, как живётся мотоциклистам в Омске, как байкеры относятся к другим участникам дорожного движения, а также о том, почему омич продал свой последний мотоцикл — в материале НГС.ОМСК.
«Пока служил, родители продали мой мотоцикл»
Свой первый мотоцикл — чехословацкую «Яву» — Юрий купил в 1968 году в Ленинграде за 760 рублей.
«Тогда многие байкеры нынешние ещё не родились. Решил купить себе мотоцикл, потому что это было, как сейчас говорят, круто, один раз сядешь — и уже не остановишься. Ездил за ним в Ленинград, оттуда его пригнал, а начинал кататься без прав, как и все в то время, уже потом сдал на категорию. Потом ушёл в армию, пока служил, родители мою "Яву" продали, пришлось покупать новую, когда вернулся, только не в магазине, а уже с рук», — рассказал омич.
В советское время Юрий работал электриком, ездил на северные вахты. Омич не забывал уделять внимание и мотоциклам, сменил за время работы четыре «Явы», но, по его словам, ездить на дальние расстояния не отваживался — максимум на 100-200 километров от города.
«Зато по городу на мотоцикле ездил постоянно, летом так и вообще не слезал с него — даже в магазин за хлебом на байке ездил. Может и не продал бы свою последнюю "Яву" в начале 90-х, если бы не вахтовая работа — лета почти не видел, в основном зимой здесь бывал, поэтому не мог себе позволить ездить на мотоцикле. Я сделал перерыв в мотодвижении на несколько лет, а уже потом, когда вышел на пенсию, появилось время, желание, страсть победила, и я снова сел на мотоцикл», — рассказал мужчина.
Юрий купил себе японский мотоцикл Suzuki Boulevard за 550 тысяч рублей, на котором ездил три с половиной года. Он побывал на многих байкерских тусовках, в том числе в Таре и Новосибирске. По словам Юрия, чтобы подробно описать всё, что там происходит, не хватит и нескольких дней.
«Если коротко — то это встреча друзей, которые хотят пообщаться, обменяться мнениями, впечатлениями, рассказать, кто где был, какие дороги повидал, каких людей встретил, что случилось в путешествии. Один рассказывает, как в том году на Байкал ездил, второй — как с Алтая вернулся только что. Концертная программа проходит, конкурсы разные: на лучшую самоделку, аэрографию, на лучший мотоцикл. Вечером после концерта посиделки с гитарой у костра, всё здорово, дружно. Конфликтов на таких встречах практически не бывает, сами байкеры стараются их заглушить — вплоть до того, что просто-напросто неадекватных людей выводят с территории», — пояснил омич.
Правда, совсем недавно Юрий продал свой мотоцикл — по его словам, здоровье уже не позволяет управляться с 400-килограммовым «железным конём».
«Тяжёлая техника — двухлитровый двигатель, в поворотах стало тяжело, на месте развернуться. Сейчас хочу найти мотоцикл, с которым будет легче управляться, килограммов 200–250. Здоровье уже не то, столько лет… а ездить всё равно хочется, не думаю завязывать со своим хобби. У меня сейчас и увлечений-то других уже нет, кроме мотоцикла. Разве что в детские дома к ребятам ещё ездим, которые обделены вниманием, рассказываем им, что без истории нет будущего, что было раньше, что есть сейчас. Когда приезжаем туда, чувствуем, что и дети счастливы, и нам хорошо. В последний раз сложились, купили им телевизор, DVD-плеер, диски — пускай мультики смотрят», — поделился мужчина.
Сейчас Юрий Савчинский — участник байкерской группы под названием Old School, которую основал бывший глава клуба «Легион 55» Юрий Вотинцев, известный среди байкеров как Дядя Юра.
«Мы не гнушаемся общаться с теми, кто на советской технике ездит. Мотоциклист — это состояние души, и неважно, сколько у тебя денег и на каком мотоцикле ты ездишь, самое главное, какой ты человек, что у тебя в душе. Нельзя забывать о том, что все байкеры нашего возраста начинали с советского мотопрома. Нужно сказать спасибо "Уралу", "ИЖу", "Явам", "Восходам" с "Минсками", они выполнили свою задачу — на то время это были очень хорошие мотоциклы, потому что других и не было! Не с чем было сравнить», – заявил мотоциклист.
«Не поддерживаю тех, кто гоняет как сумасшедший»
Юрий Савчинский уверенно заявляет: содержать мотоцикл — удовольствие не из дешёвых. Впрочем, самому омичу всегда хватало денег на уход за мотоциклом — по словам Юрия, после того, как он полжизни проработал на севере, у него неплохая пенсия, а иногда деньгами помогает и сын.
«Допустим, нужно подготовить к летнему сезону обычный, средний мотоцикл. На замену фильтра, масла, прочих жидкостей уже уходит тысяч семь, если сам заменяешь, то чуть дешевле. Резина в районе 12-15 тысяч стоит, а её хватает на 20-25 тысяч км. И она не такая, как для автомобилей, здесь важно хорошее сцепление с дорогой. Плюс бензин, налоги, страховка, но это уже зависит от того, какой у тебя мотоцикл, здесь для каждого индивидуально всё рассчитывается», — пояснил омич.
Юрий считает, что с возрастом человек намного яснее понимает, какой мотоцикл и для чего ему нужен.
«Мы не рассматриваем мотоцикл как роскошь, доказательство благосостояния. Это прежде всего средство передвижения. Мотоцикл надо с умом выбирать. Молодёжь обычно делает это так: "О, нравится! Красное, блестит… беру!" И они не понимают, что берут и зачем. Мы же, исходя из жизненного опыта, берём функциональный мотоцикл, чтобы было удобно пользоваться, кататься так, как мы хотим. К молодёжи на мотоциклах при этом мы нормально относимся, самое главное, чтобы у них появилась ответственность за свои действия. Я не поддерживаю тех, кто гоняет как сумасшедший или ездит без глушителей, но в семье не без урода. Большинство молодых [людей] адекватные — когда они к нам приходят, мы им всё рассказываем, показываем. Они наслаждаются тем же, чем наслаждаемся мы, становятся ближе друг к другу, к природе. В итоге каждый делает выводы для себя и выбирает то, что ему нужно», — заключил омич.
В целом же, как уверяет Юрий, в байкерской среде очень много интересных и неординарных людей, с которыми легко и приятно общаться.
«Например, есть у нас такой человек — Серёжа Рябов. На мотоцикле уже не может ездить в силу здоровья, но все байкерские тусовки старается посещать, хоть на машине, но поедет. Серёжу все знают даже на межгороде — поэт, композитор, свои песни пишет, его с удовольствием слушают. На гитаре великолепно играет, один из лучших у нас. Да и вообще на любом практически инструменте может сыграть — на фортепьяно, на ударных, единственное, на арфе не играет, наверное. Он с Александром Розенбаумом дружит, на концерт к нему бесплатно ходил, потом в гримёрке пообщались. Достаточно интересные люди, в общем, у нас есть, и таких много. На первый взгляд смотришь — обыкновенный человек, а когда начинаешь разбираться, понимаешь, что не всё так просто», — пояснил байкер.
«На дороге все равны, как в бане»
Как настоящий байкер, Юрий считает, что плюсов у мотоцикла намного больше, чем у автомобиля, и ездить на нём намного веселее.
«Мотоцикл экономичнее и быстрее машины, в пробках стоять практически не приходится, экономлю время. Из минусов — непогода, пожалуй, и не совсем адекватное поведение автомобилистов. Пытаются зажать, потом, когда видят, что вроде как взрослый человек едет, осекаются немножко, но не все. Некоторые иногда говорят, мол, дурак старый, ещё и на мотоцикле ездит», — рассказал омич.
«В наше время мы торопимся жить, отчётливо понимаем, что жизнь не бесконечна, а хочется успеть всё больше и больше. Мотоцикл позволяет — или, по крайней мере, создаёт иллюзию того, что ты успеешь всё, — поэтому мы за него и держимся. Вот, например, когда в машине едешь, редко ощущаешь, что травка пахнет, птички щебечут, включил какую-нибудь музыку и слушаешь. Когда я на мотоцикле еду, то слышу музыку природы, чувствую запах, который от неё исходит. Я получаю удовольствие от езды, мне не нужно ездить под 300 км/ч, я вижу всё вокруг — где зайчик пробежал, где ромашка зацвела. Я этим любуюсь, я это ценю, мне нравится, когда происходит единение с природой», — продолжает байкер.
Также Юрий рассказал, что мотоциклисты нормально относятся ко всем участникам дорожного движения, которые ведут себя адекватно.
«Есть такая негласная поговорка: на дороге все равны, как в бане. Неважно, на чём ты — на лошади, на велосипеде или на крутой тачке, ты такой же участник дорожного движения, как и все остальные, поэтому будь добр, соблюдай правила. Если ты сидишь в "Хаммере" или "Ламборджини", это не значит, что все должны перед тобой расступиться. Должно быть взаимное уважение друг к другу», — считает омич.
«Пусть лучше пенсионер плетётся, чем обезьяна с гранатой»
Юрий пожаловался на то, что жизнь омского мотоциклиста достаточно тяжёлая — начиная от плохого качества дорог и заканчивая необоснованно большими налогами на байки.
«Налоги непонятно какие, иногда я не понимал, на чём езжу. Казалось бы, я город разгружаю, ведь мотоцикл меньше места занимает, чем самый маленький автомобиль, выхлопов в атмосферу тоже в три раза меньше, чем от машин, а налоги плачу как за КАМАЗ! О дорогах и говорить нечего — у нас сделают ремонт, а на следующий год его нет. Я не понимаю, почему власти не спрашивают с ремонтников. Сделали некачественно — будьте любезны, переделывайте за свой счёт. Ещё и знаки начинают вешать, мол, здесь на мотоциклах ездить нельзя. Это что за дискриминация по половому признаку получается? У нас всё решается по методу запрета, но запрет — это не выход из проблемы. Потом начинают удивляться — а что без номеров, а что гоняют? А потому что им так проще, людей загнали в безвыходное положение, их тоже можно понять — они не хотят быть дойной коровой», — возмутился мотоциклист.
«Часто слышал о том, что собираются ограничения по возрасту вводить для пожилых людей, чтобы не управляли транспортом. Я считаю, что ограничения нужно вводить только по состоянию здоровья, люди ведь разные бывают — один человек может в 70 лет в космос полететь, а второй в 30 лет и пяти килограммов не может поднять. Нужна врачебная комиссия, которая должна принимать решение, может человек садиться за руль или нет. Вдруг он плохо видит, или реакция заторможенная — ладно, свою жизнь подвергает опасности, но ведь и жизни остальных людей тоже. Говорят, что пенсионеры часто в ДТП попадают, а я могу сказать, что часто вижу каких-нибудь обкуренных за рулём. По мне, так пусть лучше пенсионер плетётся, чем вот эта обезьяна с гранатой», — заключил Юрий.
Уважаемые читатели! Если вы или ваши знакомые весело и активно проводите время на пенсии, расскажите нам об этом. Пишите на почту news55@ngs.ru, в Viber и WhatsApp (8-913-670-33-77) с пометкой «Возраст не помеха».
В прошлых выпусках мы писали о 65-летней Галине Дементьевой, которая после выхода на пенсию объехала всю Европу, 60-летней Наталье Смирновой, отправившейся путешествовать на пенсии по Восточной Сибири и Дальнему Востоку, и о 63-летней Татьяне Коваленко, которая прошла 130 км на лыжах за одну зиму и участвовала в походах на Тянь-Шань.
Фото предоставлены Юрием Савчинским
Подписывайтесь на наш Instagram с яркими фото города и омичей.
Пишите нам в Viber и WhatsApp: 8-913-670-33-77.