В июне после капремонта полностью открыли Ленинградский мост, но омичам некогда расслабляться: предстоящей осенью их ждет новое испытание — ремонт моста имени 60 лет ВЛКСМ. Объект будут ремонтировать до октября 2026 года — всё это время мост будет частично перекрыт. В связи с этим мы решили выяснить историю создания моста у Телецентра. Разобраться в этом нам помог историк, краевед Игорь Коновалов. При подготовке материала также использовалась книга кандидата технических наук Тамары Шишовой «Мосты города Омска».
Развитие левобережья
В 1970-х годах в Омске активно начал застраиваться левый берег, поэтому вскоре стало очевидно: стремительно развивающемуся городу не хватает мостов через Иртыш. К тому же в 1975 году Омск получил статус города-миллионника, что было еще одним весомым аргументом в пользу нового моста. По сути, омичам из Нефтяников можно было попасть на левый берег только через Ленинградский мост. Это доставляло слишком много неудобств.
Появление нового моста дало бы новый импульс к развитию города. Однако денег на строительство такого объекта в регионе не было. Тогда, рассказывает Тамара Шишова, Омск получил новый мост за согласие на строительство завода пластмасс. Однако к тому времени предприятий нефтехимии в городе уже было немало. При этом жилье для сотрудников нового завода решили строить на левобережье, чтобы еще раз подчеркнуть необходимость строительства моста.
— Этот мост был необходим, потому что на левом берегу строили жилье для работников завода СК. Транспортной доступности не было, и он был жизненно необходим. Раньше всё жилищное строительство было по производственному принципу: то есть застройкой занимались предприятия. В то время нужно было строить новое жилье, а в городке Нефтяников уже свободных площадок не было, поэтому строили на левобережье, но без моста вся застройка теряла смысл, — рассказал Игорь Коновалов.
Место для будущего моста было выбрано не случайно. На правом берегу находился большой овраг, который мог упростить задачу строителей.
— На правом берегу был овраг, который потом стал трассой, той самой дорогой с моста. Решили и выбрать это место, потому что нужно было проводить меньше земляных работ. Также не было сноса, снести пришлось только несколько домов на территории возле Телецентра. По проспекту Мира шла насыпь через этот овраг, потому что там делали временный мост, специально параллельно проспекту Мира, чтобы сделать путепроводы и развязку двухуровневую, — рассказал Коновалов.
Подготовкой проекта моста занималась ленинградская компания, как и в случае с Ленинградским мостом. А строить мост начали в июне 1972 года: тогда рабочие забили первую сваю в основание левобережной опоры, и уже в сентябре стартовал монтаж первого металлического пролета. Часть рабочих, возводивших мост у Телецентра, участвовали в строительстве Ленинградского моста, которое проходило в 1955–1959 годах.
Во время проектирования моста специалисты решили применить несколько уникальных методик, которые редко использовались в то время. Для моста применили комбинированную систему — соединение стали, железа и бетона.
Строительством моста занялся Мостоотряд № 63, который возводил большинство омских мостов, в том числе метромост, который будет построен в 2005 году. В это же время в соседнем Новосибирске Мостоотряд № 38 строил мост через Обь. Поэтому для рабочих этот процесс стал своеобразным соревнованием. К строительству привлекалось и множество других организаций, а также студенты.
На строительство моста было потрачено 7,5 тысячи тонн металла — всё это ушло на конструкции пролетов. Еще использовали 15 тысяч кубометров монолитного бетона и 6 тысяч тонн сборного железобетона. Мост имеет 7 пролетов протяженностью 750 метров. Пойменные пролеты были перекрыты сталежелезобетонными пролетными строениями, а проезжую часть установили на ортотропной плите.
Строительство велось 6 лет. К февралю 1977 года рабочие установили только 393 метра несущих конструкций моста, а это лишь половина длины. Но упорство и соревновательный дух сделали свое дело, и к осени 1977 года начали сборку последнего 163-метрового пролета. При этом центральный пролет был самым сложным: его нужно было устанавливать без вспомогательных опор.
Томительное ожидание
Омичи ждали этот мост не меньше, чем Ленинградский. На время строительства дорога из Нефтяников в центр была закрыта, из-за чего ездить приходилось по объездным путям. Но эти трудности не расстраивали горожан, которые знали: их терпение будет вознаграждено.
Уникальность моста 60 лет ВЛКСМ заключалась в том, что помимо самого моста, рабочим необходимо было создать четырехстороннюю транспортную развязку в двух уровнях. Новинкой для Омска стало и использование эпосланового покрытия на проезжей части. За этими работами тщательно следили специалисты из Новосибирска и Ленинграда.
Мост открывал для Омска необычайные перспективы развития. Главный инженер Главного архитектурно-планировочного управления горисполкома Юрий Борусевич считал, что после появления моста у Телецентра на левобережье построят четыре новых района, в каждом из которых будет проживать от 7 до 25 тысяч человек. И для них там обустроят парки, скверы и прочие объекты благоустройства.
Для удобства омичей на мосту проложили трамвайные рельсы, движение по которым прекратили в 2007 году.
— По мосту имени 60 лет ВЛКСМ ходил трамвай № 10. С левого берега до завода пластмассы, который находился рядом с заводом СК, можно было доехать всего за 10–15 минут, — вспоминает Коновалов.
В конце октября 1978 года работники Сибирского автодорожного института провели испытания моста. В начале ноября мост был принят госкомиссией и на следующий день его торжественно открыли. В этот же день был запущен трамвайный маршрут № 10 «Левобережье» — «Улица Стрельникова».
В настоящее время
Осенью этого года мост ждет капитальный ремонт. Проект уже получил положительное заключение госэкспертизы, власти начали искать подрядчика. Начальная цена контракта составляет 2 миллиарда 960 миллионов рублей, еще 200 миллионов рублей нужно будет потратить на переустройство сетей «Омск РТС».
Перекрывать движение планируют по одной или двум полосам в каждом направлении. Не сохранятся на мосту и трамвайные пути — их будут демонтировать из-за опасности для автомобилистов. Правда, работы обещают провести так, что при необходимости пути можно будет смонтировать обратно. На объекте также планируют установить архитектурную подсветку, которая будет выполнена в одной стилистике с «G-Drive Ареной».