Дороги и транспорт интервью «Зарплата водителей — от 50 тысяч рублей»: большое интервью с главой дептранса о Левом береге, валидаторах и нехватке кадров

«Зарплата водителей — от 50 тысяч рублей»: большое интервью с главой дептранса о Левом береге, валидаторах и нехватке кадров

Вадим Кормилец рассказал, что сейчас происходит с общественным транспортом в Омске

Вадим Кормилец отметил, что общественный транспорт выполняет большую социальную функцию

Работа городского общественного транспорта — это тема, которая всегда будет актуальна. NGS55.RU поговорил с руководителем департамента транспорта городской администрации Вадимом Кормильцем. Он рассказал о ситуации с кадрами на пассажирских предприятиях, эффективности валидаторов, перспективах Единой карты омича, будущем перевозчиков и еще о многом другом.

Кадры

Вадим Геннадьевич, ранее много говорилось о дефиците кадров — водителей и кондукторов. Как дела обстоят сейчас?

— Нехватка водителей и кондукторского состава — проблема серьезная. И проблема не столько департамента, сколько пассажирских предприятий — «Электрического транспорта» и «Пассажирского предприятия № 8». Дело в том, что при нехватке водительского состава труднее обеспечивать плановый выпуск в линию. Общий выпуск подвижного состава в будни — порядка 500–510 единиц. Водителей не хватает — подвижной состав стоит. Предприятие вынуждено идти на переработку водительского состава.

А какой сейчас недобор?

— Если прямо в цифрах говорить: в штате водителей трамваев должно быть 172 человека, но по факту на сегодняшний день работает 151 человек. Не хватает 21 водителя. По водителям троллейбусов: в штате должно быть 318 человек, но работает 252. Не хватает 66 человек. По водителям автобусов, к сожалению, ситуация еще более серьезная. Из 997 водителей, которые должны быть, на сегодняшний день работают 769 человек. Нехватка составляет 228 человек. Что касается дефицита кадров по кондукторам: в троллейбусном депо не хватает 77 кондукторов, в трамвайном депо — 65 человек, на автобусном предприятии — 77 человек. Здесь проблема присутствует, но она не настолько острая, потому что с сентября прошлого года отрасль начала применять бескондукторную систему оплаты проезда — валидаторы.

Идея премирования сотрудников, которые привели новых работников, как оказалось, дала положительный эффект
Очень много бумаг. А могло ли быть по-другому в кабинете директора департамента?

Получается, что кондуктор — умирающая профессия?

— На сегодняшний день мы понимаем, что профессия кондуктора уходит. Молодежь не идет, а люди старшего поколения отправляются на пенсию. Понимаем, что, скорее всего, за бескондукторной системой оплаты проезда будущее. Поэтому переходим на нее. Но параллельно предприятия продолжают набирать на работу кондукторов, и здесь очень важная и тонкая вещь. Мы не вытесняем профессию новой системой оплаты проезда. Этой системой мы замещаем кондукторов там, где их не хватает. Чтобы предприятие не работало себе в убыток. В планах и на этот год, и в дальнейшем — увеличение подвижного состава, который работает по бескондукторной системе. Выбор в первую очередь падает на подвижной состав среднего класса, потому что именно эти автобусы работают без кондукторов при их нехватке.

Сколько сейчас получают водители и кондукторы?

— За [последние] два месяца этого года уровень ежемесячной зарплаты водителей на маршруте составлял 54 тысячи с копейками, у кондукторов — 31 тысяча рублей. Почему говорю в среднем — это как раз с учетом переработок. Чтобы без переработки — заработная плата водителей начинается от 50 тысяч рублей. В соответствии с территориальным соглашением индексация заработной платы работников пассажирских предприятий была выполнена в январе 2021 года на 3,6%, в январе 2022 года — на 4,3%. В январе этого года «Пассажирсервис» и «Электрический транспорт» индексировали на 6%. «Восьмерка» пока еще не индексировала. Кроме того, значимое мероприятие было реализовано в прошлом году, когда работникам предприятий дополнительно увеличили заработную плату.

В кабинете Вадима Кормильца можно найти модельки общественного транспорта

Ранее в «Пассажирском предприятии № 8» решили давать сотрудникам премию 2500 рублей за то, что они приводили нового работника. Сколько людей удалось трудоустроить таким образом?

— Система премирования есть в обоих пассажирских предприятиях — как в «Электрическом транспорте», так и в «восьмерке». Единственный нюанс — в «Электрическом транспорте» премирование вновь привлеченного сотрудника, вне зависимости, водитель это или кондуктор, составляет не 2500, а 5000 рублей. С 2020 года в «Электрическом транспорте» специалисты, работники предприятия таким образом привели всего пять человек. В «Пассажирском предприятии № 8» ситуация немного другая. Там эта работа ведется на постоянной основе. Могу с уверенностью сказать, что в 2022 году привлекли 34 человека. И за первый квартал этого года еще четырех. Но речь идет о водителях. Сотрудники, которые привели своих знакомых или друзей, получили премии за привлечение новых работников на предприятие.

Валидаторы

Давайте поговорим о валидаторах. Как система показывает себя?

— Система с начала эксплуатации показала свою эффективность, и мы приняли решение о ее дальнейшем внедрении. На сегодняшний день с бескондукторной системой оплаты проезда у нас работают 120 единиц подвижного состава — это 5 троллейбусов, 5 трамваев и 110 автобусов. Сейчас можно смело говорить, что на 3% увеличилось количество перевезенных пассажиров, которые используют для оплаты проезда бесконтактные электронные системы. Мы можем отметить, что на 3% уменьшилось количество зайцев.

Впервые валидаторы установили на 78-м маршруте. Это случилось в сентябре прошлого года

Я думал, что будет наоборот, ведь с введением валидаторов стало меньше контроля. Получается, люди оценили удобство?

— Я со стопроцентной уверенностью считаю, что ответ на ваш вопрос лежит в плоскости психологии. При этом могу предположить — да, конечно, это удобно. Человек заходит через заднюю [дверь] в транспорт, теперь ему не нужно идти через весь салон, чтобы рассчитаться с водителем. Он приложил карту к валидатору, рассчитался, сел. В душе мир и покой. Я думаю, в этом кроется секрет. Знаете, какое у меня сейчас есть соображение? Людям всё-таки свойственна порядочность. И тот, кто ездит бесплатно, наверное, чувствует себя не очень комфортно, не оплатив проезд. Он же понимает, что по факту ворует деньги у пассажирского предприятия, у коллектива — водителей, кондукторов, потому что часть их зарплаты как раз зависит от общего объема. В итоге недополученные средства, безусловно, каким-то образом разбалансирует результаты финансовой, хозяйственной деятельности предприятия.

По словам Вадима Кормильца, трамваи — слабая сторона общественного транспорта в Омске

Откройте секрет, на каких маршрутах в этом году еще появятся валидаторы?

— Скажу откровенно: из своей работы мы секретов не делаем. На сегодняшний день валидаторы используются на 25 автобусных маршрутах, еще в 1 троллейбусном и 1 трамвайном. Сейчас наша задача — оснастить все автобусы 25 маршрутов. Из 198 единиц оснащены только 110. Поэтому в первую очередь задача — укомплектовать маршруты на 100%. А потом уже будем говорить о расширении перечня маршрутов, где будут использоваться валидаторы.

Единая карта омича

Давайте поговорим о Единой карте омича. Есть ли статистика, сколько людей уже оформили ее?

— Такая статистика есть. На сегодняшний день порядка 15 тысяч омичей имеют Единую карту омича. И я вхожу в состав этих 15 тысяч. Очень удобная вещь, с удовольствием ей пользуюсь. Уверен, что Единая карта будет и дальше развиваться в Омске. На сегодняшний день у нас банк-эмитент — это ВТБ. Первый банк, который прошел отбор. И он говорит о том, что во втором квартале этого года карты будут выдавать детям до 14 лет.

Глава департамента отметил, что у карты большой функционал

Еще ведь недавно была новость о том, что выдавать карты начнет Азиатско-Тихоокеанский банк. Есть ли понимание, когда именно?

— Кроме ВТБ на сегодняшний день отбор прошел Россельхозбанк. Третий банк, который прошел отбор, — Азиатско-Тихоокеанский банк. Здесь всё будет зависеть от третьих лиц — Азиатско-Тихоокеанского банка. Озвучивать за них какие-либо прогнозы и сроки, наверное, было бы некорректно. В настоящее время ожидается подписание соглашения. И после этого они достаточно активно должны войти в проект.

Может быть, у Единой карты омича в скором времени расширится функционал?

— Насколько я знаю, на сегодняшний день ведется работа по подключению этой карты к одному из парков культуры и отдыха на территории города Омска. Там тоже действует своя карта, речь идет о парке «Вокруг Света». Параллельно идет работа с Министерством здравоохранения Омской области в той части, чтобы на карту были подшиты данные собственника карты и данные полиса обязательного медицинского страхования.

Вадим Кормилец сказал, что пробки — это проблема города, указывающая на то, что нужно улучшать транспортную сеть

Перевозчики

Недавно частные перевозчики, работающие по нерегулируемому тарифу, подняли цены на проезд. Вопрос, которым задаются многие: возможно ли всех перевести на регулируемый тариф?

— Начнем с самого главного. Достаточно цинично. Федеральный закон 220-й наделяет частного перевозчика, который работает на маршрутах с нерегулируемым тарифом, полномочиями самостоятельно устанавливать стоимость проезда. Почему так сделано? Потому что перевозчик, работая на этом маршруте, должен обеспечить себе экономическую эффективность. Но у него существуют риски. Я прямо сейчас вам всю картину нарисую. Можно поставить стоимость проезда 100 рублей. Сразу возникает вопрос: кто будет ездить в автобусе с такой стоимостью? Пассажиропоток упадет. Опять же, это против его экономической эффективности. Поэтому они выбирают золотую середину — исходя из пассажиропотока, наполняемости, востребованности.

Но при этом важно отметить, что частные перевозчики — я сейчас не хвалю, а раскрываю реальное положение дел, чтобы вы понимали суть до конца, — за счет собственных средств предоставляют льготы для проезда школьникам, студентам и пенсионерам. Это муниципальные льготники. Частные перевозчики не обязаны эти льготы предоставлять, но они это делают.

Теперь о переходе на регулируемый тариф. Организационно это, конечно, возможно. Если часть маршрутов в Омске работает по регулируемому тарифу, то по большому счету по нему могут работать все маршруты. При наличии достаточной суммы финансовых средств в городском бюджете можно говорить смело о возможности быстрого перехода 100% маршрутов на регулируемые тарифы. Пока такой возможности нет, поэтому процедура перехода из нерегулируемого в регулируемый тариф идет достаточно медленно. Но идет.

Сейчас стоимость проезда у частных перевозчиков колеблется от 33 до 35 рублей
Руководитель отметил, что по итогам 2022 года в рейтинге компании «Симетра», которая занимается исследованием транспортных сетей, Омск занял в России 24-е место из 82 регионов (не участвуют Москва и Санкт-Петербург)

А есть понимание, сколько вообще нужно денег, чтобы перевести все маршруты на регулируемый тариф?

— Я могу с уверенностью сказать: для того чтобы обеспечить работу всех маршрутов по регулируемому тарифу, необходимо порядка 2 миллиардов 600 миллионов рублей.

Ранее вы отмечали, что в Омске частники перевозят 60% пассажиров, муниципалы — 40%. Можете дать прогноз, как ситуация будет меняться в процентном соотношении?

— Прогноз — дело неблагодарное. От него проку нет. На сегодняшний день мы видим, что на протяжении относительно продолжительного промежутка времени сохраняется тенденция сокращения пассажиропотока у частников и, как следствие, перетока пассажиров в [транспорт] муниципальных предприятий. За последние пять лет процент перевезенных пассажиров муниципальным транспортом увеличился с 35 до 40–41%. Сейчас у частных предприятий — 60%. Это объективность. Такую картину мы имеем на сегодняшний день.

В департаменте транспорта городской администрации по запросу NGS55.RU рассказали о сумме, которая выделяется на компенсацию недополученных доходов перевозчиков, работающих по регулируемому тарифу. В 2022 году из городского бюджета было направлено 968,9 миллиона рублей. Из них: на компенсацию межтарифной разницы — 889,4 миллиона рублей, на возмещение предоставленных льгот различным категориям граждан (школьники, студенты, пенсионеры) — 79,5 миллиона рублей.

По словам Вадима Кормильца, на сегодняшний день в Омске есть несколько частных компаний, которые качественно и в полном объеме выполняют перевозку пассажиров

Выделенные полосы

Вадим Геннадьевич, расскажите, когда появится выделенная полоса на улице Богдана Хмельницкого?

— Мы планируем ее организовать в летний период. Естественно, вводиться она будет поэтапно. Выделенная полоса появляется тогда, когда устанавливаются дорожные знаки и наносится дорожная разметка. Подрядчик будет определен в летний период, тогда и будет понятна очередность реализации.

А где-то еще в перспективе могут появиться выделенные полосы? Например, на улице 70 лет Октября?

— Важным условием для организации выделенной полосы является наличие трех полос в одном направлении движения. Одна полоса, крайняя левая, может использоваться для движения в прямом направлении и для выполнения левого поворота, средняя полоса, как правило, используется только для движения в прямом направлении. Крайняя правая — для движения в прямом направлении и для выполнения поворота направо.

Почти миллиард выделили из городского бюджета в прошлом году, чтобы компенсировать недополученные доходы перевозчикам

Вспоминайте 70 лет Октября. Вот едем мы с вами от Конева в направлении бульвара Архитекторов. И там достаточно часто есть повороты направо — въезды во дворы, арки, еще какая-либо структура. Постороннему общественному транспорту разрешается заезжать на выделенную полосу для выполнения правого поворота, мы не можем это запретить. Выделенная полоса предназначена для создания приоритетного проезда на тех участках, где остальные полосы стоят. Поэтому нет смысла вводить полосу на дороге, которая имеет частые пересечения.

Новые автобусы и троллейбусы

Планирует ли департамент транспорта запускать новые маршруты в этом году?

— Нет, в этом году нет.

Ожидать ли нам в этом году новых поставок транспорта?

— В этом году у нас есть планы поставок новых автобусов и троллейбусов. Новые автобусы могут быть поставлены в рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Это 20 автобусов большого класса, работающие на компримированном природном газе. Сроки пока открыты, потому что это конкурсная процедура. Ставить автобусы мы планировали на магистральный маршрут № 33. Второй источник закупки подвижного состава — средства инфраструктурного бюджетного кредита. Контракт мы отыграли в прошлом году. Это новые троллейбусы. По контракту их в текущем году должно быть поставлено в Омск 40 единиц. Из них на сегодняшний день уже 16 доставлено, они хранятся на территории «Электрического транспорта». Планируем, что до конца мая приедут оставшиеся 24 единицы.

Глава дептранса отметил, что старая маршрутная сеть нуждается в качественной реконструкции. Сейчас маршрутная сеть строится по новому типу

Этот подвижной состав предназначен для эксплуатации трех новых маршрутов, которые мы планируем открывать в рамках реализации инфраструктурного бюджетного кредита — для микрорайонов Кварталы Драверта, Зеленая Река. Новые маршруты появятся не в этом году, только в следующем. Опять же, здесь ряд условий. Чтобы появились новые маршруты, нужны: новый подвижной состав — раз, троллейбусное депо — два, новые тяговые подстанции — три, контактная сеть — четыре.

Трамвай по мосту

В контракте на разработку проекта капремонта моста 60 лет ВЛКСМ потенциального подрядчика просили оставить возможность реализации трамвайных путей. Насколько реальна идея пустить трамваи по мосту?

— Раньше трамваи по мосту ездили. Почему же они теоретически не могут ездить сейчас? Но практически трамваи не могут сейчас ходить через мост в направлении улицы Заозерной как минимум по одной технической причине: трамвайное полотно над подземным пешеходным переходом в створе выхода из «G-Drive Арены» разорвано. Поэтому нужно восстановить целостность трамвайного полотна на улице Лукашевича.

Вторая особенность — это востребованность этого маршрута. Восстановить ради того, чтобы восстановить? Мы же здравомыслящие люди. Нужно, чтобы этот маршрут был востребован, экономически себя оправдывал, чтобы, грубо говоря, не перевозил пару человек в день. На сегодняшний день планов по восстановлению работы трамвайного маршрута нет, хотя, в принципе, технически движение по мосту 60 лет ВЛКСМ возможно при ряде определенных небольших условий.

И такой макет нашелся в кабинете Вадима Кормильца

Проблема Левобережья

Очень много людей жаловались на работу общественного транспорта на Левобережье. Что планируете делать?

— Проблема была достаточно острая именно в зимний период этого года. И больше всего нас беспокоили Кузьминки, был затруднен выезд людей из микрорайона на правый берег. Кроме того, проблемы проявлялись на Конева, на подходе к метромосту в районе остановки «3-я Енисейская». Наполненность подвижного состава была стопроцентная. Остроту проблемы мы сняли. В прошлом и этом году у нас добавлялись автобусы среднего класса на 78-й маршрут. Кроме того, мы дополнительно пустили 307-ю маршрутку с Левого берега, которая приняла часть пассажиров на себя. И еще мы пустили короткую «вертушку», которая обеспечила людям возможность выехать с Левого берега на правый берег Иртыша. На сегодняшний день по количеству обращений я вижу, что они по большому счету прекратились. За ситуацией следит отдел организации пассажирских перевозок и контроля.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства