Дороги и транспорт проблема

«Хочет — приедет, а захочет — нет»: почему в Омске плохо ходит общественный транспорт

Разбираемся вместе с водителями и главой департамента транспорта

Повезло, если остановка теплая, а если нет — приходится мерзнуть в ожидании транспорта

С началом нового года я клятвенно обещала себе ездить на такси только в крайних случаях. На остановке «1-я Садовая» в 8:45 людно: вместе со мной автобусов ожидают десятки других жителей Левого берега. Здесь есть транспорт всего двух маршрутов: № 95 и 14. Вроде бы еще есть маршрутка № 362, но она как будто из Красной книги омского транспорта и редко обитает в наших краях. Вероятно, ее вообще убрали с маршрута. Мне, как и большинству здесь, нужен 95-й, до центра, но его всё нет. Уже десятый час: как минимум должно было подойти две машины, но увы. Как назло, именно сегодня мне нужно на работу пораньше. Ничего не остается: нарушаю собственное обещание и еду за 270 рублей вместо 25.

Вообще, автобус № 95 всегда ходил по расписанию, но в последнее время и он начал давать сбои

Ситуация рядовая, но неприятная, если учесть, что транспорта в 12-м микрорайоне и так ходит мало. Мою боль по поводу долгого ожидания автобуса разделяют и другие жители города. Недавно на горячую линию областной прокуратуры поступили сотни жалоб: на переполненные автобусы в утренние и вечерние часы, невозможность уехать до нужного места без пересадок, на грязные салоны и даже грубых водителей. В редакцию NGS55.RU тоже поступили жалобы. Например, один из горожан пожаловался, что уехать из Чкаловского поселка в Солнечный невозможно: «Нет ни автобуса, ни маршрутки. Убили № 311 и 99, люди мучаются с пересадками в переполненном транспорте». Другой житель города пишет, что автобус на маршруте № 24 постоянно битком, троллейбус № 7 с начала года стал редко ходить, маршрутка № 409 — «хоть на крышу садись», № 418 — «божественное явление: хочет — приедет, а захочет — нет».

— С начала года всё стало только хуже, а что делать людям в мороз?! — возмущен читатель.

Жительница микрорайона Рябиновка рассказала, что работает на заводе Баранова и уехать в Октябрьский округ ей проблематично.

— Раньше ходили две маршрутки, № 362 и 64, их убрали с Нового года. Теперь в ту сторону ни одна машина не ходит, — переживает женщина.

Корреспондент NGS55.RU решила разобраться, в чём же дело: почему в Омске возникают проблемы с общественным транспортом.

«Ну скоро он там?»

С начала года общественный транспорт в Омске стал ездить по новому расписанию. До 5 утра из парка выезжает три автобуса, № 22, 29 и 46, а с 5 до 6 — 154 автобуса и троллейбуса. Утром и вечером, в часы пик, интервал между рейсами, согласно графикам, небольшой, например, тот же 95-й автобус должен ходить сначала каждые 7 минут, а потом — через 15. Однако не всегда удается придерживаться плана. Причины разные: пробки, узкие нечищеные дороги, поломки транспорта, нехватка водителей. Последнюю проблему в департаменте транспорта Омска называют основной. Директор ведомства Вадим Кормилец рассказал NGS55.RU, что сейчас на муниципальных предприятиях, таких как ПП-8, «Электрический транспорт», не хватает 10% водителей. По его словам, на протяжении двух лет мэрия пытается привлечь новых сотрудников — повышает зарплату водителям, кондукторам и ремонтным рабочим, но пока решить проблему не удается.

— Мы надеялись на то, что будет больше приток водителей как на автобусы, так и на электрический транспорт, но всё равно нехватка остается, — заключил Вадим Кормилец.

Мы решили проверить, какую зарплату предлагают водителям, работающим на муниципальном транспорте. На сайте «Работа России» МП «Электрический транспорт» за управление троллейбусом и перевозку пассажиров по городским маршрутам предлагает зарплату от 33 до 60 тысяч рублей. Кандидата бесплатно обучат профессии.

«Пассажирское предприятие № 8» обещает платить водителям автобусов от 50 тысяч рублей. Сотрудник должен работать строго по маршруту движения, соблюдать расписание и график, а также «создавать условия для безопасной перевозки и качественного обслуживания пассажиров». Для Омска зарплата неплохая, но почему никто не хочет устраиваться?

Один из водителей муниципального автобуса поделился, что работа тяжелая, а для того, чтобы хорошо получать, нужно буквально жить в машине. Мужчина развозит омичей по графику день через день. Говорит, что до ноября 2022 года зарабатывал чуть больше 40 тысяч рублей. Два месяца назад зарплату действительно подняли, но условия труда лучше не стали.

— Я встаю в 3 часа ночи, доезжаю до дежурки: в 5 часов утра уже на работе. Вожу пассажиров до 12 ночи. Если автобус ломается, зарплата меньше выходит, потому что мы стоим в отстое. Она зависит от километража и от того, сколько ты провез пассажиров. Часто из-за пробок не вписываемся в график. Ты должен уже доехать до места, а по факту даже выехать не можешь от «конечки». Мы, так же как и все автомобилисты, стоим. Мало того, дороги узкие, из-за чего тоже возникают заторы. Мы теряем время: ни в туалет не можем сходить, ни на «конечке» нормально постоять, чтобы перевести дух. Мне кажется, если бы были выделенные полосы для общественного транспорта, то многое бы изменилось и люди бы пошли к нам работать. Надо дороги расширять, — уверен водитель.

Работа водителя сложная

Что касается частных перевозчиков, то здесь, как заявили в департаменте транспорта, не хватает примерно 20% водителей. Один из маршрутчиков, работающий на предпринимателя, также пожаловался на условия труда. По его словам, многие уходят из профессии, поскольку их не устаивает план от работодателя.

— Мы платим частнику за аренду авто, топливо покупаем за свои деньги, а самому водителю мало денег остается. Многих это не устраивает. Вместе с планами и заправкой приходится отдавать примерно по 8 тысяч рублей в день: частнику 4 и примерно 4,5 за заправку. Нам остается от 1 до 3 тысяч рублей, кто как наработает. Графики могут быть разными: 3 через 3, 2 через 2, у кого-то 5 на 2. За мойку машины тоже платит водитель. Она стоит примерно 700 рублей — внутри и снаружи. Каждый день за такую цену автобус тоже мыть не будешь. Потому пассажиры иногда жалуются на грязь в салоне, — рассказал омич.

Также он добавил, что многих водителей забрали по частичной мобилизации, оттого и возить пассажиров некому.

Стоит отметить, что примерно половина от всего числа общественного транспорта относится к маршрутам, работающим по нерегулируемым тарифам. Департамент транспорта, конечно, составляет для них расписание, но проконтролировать их работу на 100% не может. Например, по плану на определенном маршруте должно работать шесть машин и делать по четыре рейса в день, а по факту автобусов выходит в разы меньше, количество оговоренных поездок тоже не соблюдается. В договоре прописано, что если машина на протяжении трех дней не осуществляла перевозки, то департамент транспорта может лишить предпринимателя права обслуживать маршрут. Однако, чтобы это доказать, нужно идти в суд. В конце сентября прошлого года в ведомстве заявили, что некоторые перевозчики не исполняют свои обязательства: либо сокращают количество автобусов до 5–10% от плана, либо вообще не выпускают их в рейс, посему несколько направлений попросту было закрыто.

Получается, что факторов, которые влияют на плохую работу транспорта, много: начиная от дефицита водителей и заканчивая узкими дорогами и отсутствием специально выделенных полос для автобусов. Разбираться в этом — департаменту транспорта и прокуратуре, которая взяла в работу жалобы омичей. Нам, простым пассажирам, остается только надеяться, что нас услышат и что автобус придет вовремя.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства