В омском общественном транспорте появились первые валидаторы — с сентября оплатить проезд самостоятельно можно в автобусах № 78. Власти посчитали этот эксперимент удачным и объявили о закупке новой партии устройств. NGS55.RU решил пообщаться с омскими кондукторами и выяснить, считают ли они валидаторы эффективными и не боятся ли потерять работу.
Ирина уже 10 лет работает кондуктором на маршруте № 33. Она рассказывает, что часто сталкивается с людьми, которые не платят за проезд. Правда, среди них есть те, кто не платит из-за банального отсутствия денег, а не потому что они не хотят рассчитаться за услугу.
Женщина признаётся: после новостей о появлении валидаторов стала переживать, что ее могут сократить.
— Переживаю, конечно, и многие мои коллеги тоже. Всё-таки не хочется лишаться работы. Но про это еще никто не говорил, поэтому надеемся, что продолжим работать.
Канефа Шагирбаева со 110-го автобусного маршрута работает кондуктором 5 лет. Она усомнилась в том, что все пассажиры будут добросовестно оплачивать проезд. Женщина считает, что зайцев будет много.
— Мы тут сидим, они и то стараются проехать бесплатно. Нам приходится идти вглубь автобуса и выпрашивать оплатить проезд. Иногда даже высаживаем из автобуса, если отказываются. Тогда кто контролировать будет таких? — удивляется кондуктор.
Поэтому Канефа Шагирбаева считает, что подобная система оплаты в Омске нежизнеспособна.
— Может быть, на каких-то рейсах поставят [валидаторы], но точно не везде. Либо надо посадить кондуктора и следить, чтобы прикладывали карту. А ведь некоторые могут просто ради вида приложить карту и всё равно не оплатить.
Кондуктор не переживает, что ее могут сократить.
— Даже если и сократят, то я не переживаю. Мне кажется, не нужно это всё. Мы и так всё время к людям подходим, стыдим, а тут кто подойдет? При нас и то умудряются не платить, денег у некоторых нет. Нам говорят с такими агрессивно не вести диалог, просто пишем себе, что один пассажир без билета. Из 100 человек 80 честные, платят, а другие 20 пытаются обмануть, не без таких, как по-другому...
Сергей Сергеев работает на 30-м маршруте уже год. Про валидаторы мужчина не слышал и насчет работы не беспокоится.
— Нет, другую найдем. Ну если надо, чтобы люди сами платили за проезд, то такого не будет, по моему опыту. Просто будут мимо проходить, — убежден мужчина.
Еще одним нашим собеседником стал водитель небольшого автобуса, который сам принимает оплату.
— А как вы узнаете, если человек не оплатил проезд?
— Никак.
— То есть много зайцев ездит?
— Наверное да, я же на дорогу пытаюсь больше смотреть.
Напомним, что директор департамента транспорта Вадим Кормилец ранее приводил позитивную статистику внедрения валидаторов на маршруте № 78. Он сообщал, что только за первые две недели оплата наличкой сократилась на 5%, а безналом — на 8% увеличилась.
Вы бы стали оплачивать проезд при помощи валидатора, если бы в автобусе не было кондуктора?