Эта статья попала в подборку «20 лучших материалов NGS55.RU за 2021 год». Трогательные, веселые и грустные — в эти истории наши корреспонденты вложили свою душу. Мы рады, что некоторые из текстов смогли изменить жизнь наших героев к лучшему.
В этом году омский трамвай отмечает 85-летний юбилей — первый вагон отправился по рельсам в ноябре 1936 года. За это время очень многое изменилось — трамвайная сеть пережила развитие и спад. Сейчас в городе действуют всего 6 маршрутов, а в депо еще остались люди, которые застали тяжелые 90-е. Именно в это время началось массовое закрытие трамвайных маршрутов, а новый транспорт поставляли всё реже. Одна из таких сотрудниц — водитель Людмила Березнева, которая работает на трамваях уже больше 30 лет. NGS55.RU пообщался с Людмилой Александровной и выяснил, почему она решила управлять трамваем и насколько любит свою работу.
Морозный ноябрьский день, трамвайное кольцо на Котельникова. Одна из главных конечных омских трамваев — здесь собираются вагоны, идущие по четырем из шести городских маршрутов (№ 2, 4, 8 и 9). Среди знакомых красных усть-катавских стареньких вагонов, которые уже стали своеобразным символом Омска, мелькают обклеенные рекламой трамваи и новенькие «Спектры». На одном из новых вагонов работает и Людмила Березнева. В пресс-службе «Электрического транспорта» нам рассказали, что новые вагоны доверили опытным водителям, которые получали много наград, не попадали в ДТП и вообще зарекомендовали себя очень достойно. Но сама Людмила Александровна говорит об этом скромно:
— Есть грамоты за безаварийную работу, лучший водитель 2015 года, какие-то места на соревнованиях занимала... Сильно не вдаюсь в подробности. Посчитало начальство, что так нужно, — ради бога, с удовольствием.
Людмила Березнева работает в депо уже больше 30 лет и очень романтично объясняет, почему она решила управлять трамваями:
— В молодости мне захотелось красиво одеться, пришла заработать деньги — вот до сих пор работаю. Мне очень нравится моя работа. Сразу понравилось ехать по пустым дорогам: ранним утром или поздно вечером. Для меня это как серотонин, а для организма это очень нужно, чтобы силы были.
Большую часть карьеры женщина управляла вагонами КТМ-5, поскольку тогда депо было укомплектовано только трамваями Усть-Катавского вагоностроительного завода. Также ей довелось водить трамваи из первой московской партии (пять списанных вагонов 71–608). Сейчас же за Людмилой Александровной закреплен новый вагон от «Уралтрансмаша» с бортовым номером 130.
— У меня с ножным управлением единственный вагон, я на нем закреплена. Сегодня его не выпустили в линию, он на техническом обслуживании, поэтому с утра на 144-м выехала. Нет проблем! — поделилась водитель трамвая.
Работать на новых трамваях Людмиле Березневой нравится намного больше — она первой обкатала экспериментальный «Спектр», который привезли в Омск в феврале 2020 года.
— Несложно было переучиться. Может, даже проще и легче на электронном трамвае. Потому что там механика (на усть-катавских вагонах. — Прим. ред.), там нужно было предохранители менять... Соленоид на флажок поставить проще, чем на усть-катавских моделях. Ручной работы было больше на старых трамваях, а здесь проще и легче. Они намного лучше, но посмотрим, сколько они проходят. КТМ — уже проверенные, могли хоть сколько работать, и до сих пор работают уже сколько лет. А как эти себя покажут, пока непонятно, — рассуждает омичка.
За долгие годы карьеры Людмила Александровна ездила по всем трамвайным маршрутам, но № 4 (Котельникова — поселок Амурский) для нее самый любимый, потому что он самый протяженный (наш корреспондент Александр Зубов даже проехал от одной конечной до другой в прямом эфире) и проходит через Октябрьский мост.
— Встаешь рано утром — к шести, может, даже раньше, потому что первый трамвай идет где-то в 05:13, по-моему... Приезжаешь на работу, проходишь медика, берешь путевку, садишься на любимый вагон — дай бог, чтобы он был исправный, — и едешь. Так в течение всего рабочего дня — по графику едем, не забываем пообедать, а вечером домой, — описывает свой рабочий день Людмила Березнева.
Есть у Людмилы Александровны и еще одни обязанности — она работает инструктором, обучая новых водителей. По ее словам, в основном работать приходят люди среднего возраста, а молодежи совсем мало.
— Почему-то молодежь не очень хочет идти на трамвай: либо рано вставать, либо мало платят, либо еще какие-то причины, не знаю. В принципе, работа тут достаточно тяжелая — сидеть за рулем ежедневно в напряжении не каждый сможет, на здоровье влияет, профессиональные заболевания... Зарядочку делаем! Но сейчас мужчин больше пошло, выравнивается состав. Раньше вообще это считалось женской работой, были одни женщины, сейчас пополам, возможно, — рассказала омичка.
Водитель трамвая практически не контактирует с пассажирами — кабина вагона закрыта, и разговорами во время движения мешать нельзя. Но Людмила Александровна рассказывает — раньше пассажиры даже беспокоились, когда она переходила работать на другой маршрут.
— Было такое — поехала по другому маршруту, а пассажиры закричали: «Почему вы по другому маршруту работаете?». Они уже привыкли, что я по одному езжу. Были такие моменты, а сейчас такого нет. Боятся, наверное, коронавируса... или просто общаться, — задумалась водитель трамвая.
Людмила Березнева считает, что у омского трамвая есть будущее, но одних лишь новых вагонов для этого мало:
— Я думаю, что транспорт будет развиваться. Когда купили новые трамваи, подумала — слава богу, что у омского трамвая есть будущее! Хоть куда пусть рельсы прокладывают — туда и поедем. Но проблема, что у нас почему-то не дают денег на рельсы. На новые трамваи дали, а на рельсы не дали (сейчас «Электрический транспорт» меняет рельсы на существующих путях за счет собственных средств. — Прим. ред.). Если бы их везде поменяли, то вообще не было бы проблем. Электроника новых трамваев не любит, когда вагон трясется [на старых рельсах].
— Мне нравится моя работа, я ее люблю, и слава богу, что она есть. Не было никогда мысли куда-то уходить — если я люблю свой трамвай, зачем мне это менять? А вот продолжать... Не знаю, уже 30 лет отработала, наверное, хватит — пусть молодые работают, надо уступать им место. Но и передать опыт, чтобы тоже так долго-долго работали, — подвела итог Людмила Александровна.
Разговор закончился быстро, потому что неумолимый трамвайный график уже подгонял. Людмила Березнева отправилась в кабину своего временного вагона, и трамвай двинулся в путь — по ее любимому маршруту.