Валидаторы в общественном транспорте работают помимо Москвы и Санкт-Петербурга еще в нескольких крупных (и не очень) городах России. Совсем недавно эту систему начали запускать и в Перми. Но в Омске валидаторы в общественном транспорте устанавливать не будут как минимум до 2023 года. Почему эта идея пока не осуществима в нашем городе? Корреспондент NGS55.RU Виктор Старцев в своей колонке поразмышлял на эту тему.
Бесконтактная система оплаты проезда активно вошла в нашу жизнь в 2019 году. Именно тогда появилась возможность оплачивать проезд с помощью бесконтактных банковских карт и смартфоном с NFC — для этого «Пассажирсервис» приобрел 650 новых терминалов. Но разговоры о появлении валидаторов в Омске начались на год раньше — именно тогда, когда «Пассажирсервис» планировал свои бесконтактные нововведения. Тогда слух об этом забросили в городские паблики во «ВКонтакте», но в департаменте транспорта его моментально опровергли.
С тех пор прошло уже почти три года, и история с введением валидаторов скрылась за более серьезными проблемами общественного транспорта. Но работа над созданием новой маршрутной сети и переводе всех маршрутов на регулируемые тарифы вновь заставила нас задуматься над этим вопросом. А после того, как исполняющий обязанности директора департамента транспорта Вадим Кормилец на пресс-конференции рассказал о том, что в Пермь отправился его заместитель — Игорь Кожухов, мы не могли не спросить его о валидаторах. Ведь именно в Перми с 1 сентября началось их постепенное внедрение на маршруты. Неужели департамент транспорта отправился перенимать опыт коллег?
Оказалось, что так и есть, правда, в итоге после этой поездки в ведомстве окончательно убедились в том, что валидаторы в Омске вводить пока рановато. Почему? Вадим Кормилец привел такие доводы:
— С одной стороны, валидаторы приносят экономию — не нужно тратиться на зарплату кондукторов. Но практика показывает, что падение оплачиваемости проезда при низком уровне контроля достигает 40%. Вроде как должны были сэкономить, а на выручке потеряли еще больше, чем планировали, экономика просаживается. Вывод один — если будет вводиться валидаторная система без кондукторов, нужно в разы увеличивать количество контролеров на линии. Много людей, которые при отсутствии контроля не будут оплачивать поездки, а это убыток для предприятия.
В ответ на это можно привести примеры Красноярска и Калининграда, где валидаторы прекрасно существуют в салонах автобусов и троллейбусов параллельно с кондукторами, которые и следят за тем, чтобы пассажиры оплачивали проезд. Кроме того, в 2018 году в Омске предлагалась система с водителем, который выполнял бы функции кондуктора-контролера на входе в общественный транспорт и выходе из него. Почему бы не попробовать запустить валидаторы в таком режиме? Оба варианта разбиваются о два простых слова: нехватка кадров. Сейчас в ПАТП-8 и так не хватает водителей с кондукторами, поэтому нагружать уже имеющихся дополнительными обязанностями вряд ли хочется. Кроме того, экономии при этом не получается — зарплату кондукторам нужно платить по-прежнему, а еще и стоимость валидаторов придется отбивать.
В чём же недостатки запуска валидаторов без кондукторов? Для того чтобы они функционировали в Омске так, как положено, действительно нужно усиленно взяться за систему контроля оплаты проезда. Сейчас в департаменте транспорта работают всего 29 контролеров, и этого крайне мало для того, чтобы следить за тем, как оплачивают проезд в миллионном городе. Кроме того, штраф за безбилетный проезд составляет от 100 до 150 рублей — согласитесь, не самая устрашающая сумма, чтобы рискнуть и проехать «зайцем» в автобусе, в котором вряд ли появится контролер. Конечно, можно немного автоматизировать процесс контроля и установить в общественном транспорте датчики подсчета пассажиров, чтобы сравнивать информацию о том, сколько человек вошло в салон и сколько из них оплатило проезд. После этого на проблемные места можно отправлять контролеров. Но только для оснащения такими датчиками муниципального транспорта потребуется около 200 миллионов рублей, а есть еще и частные перевозчики. При этом установка таких датчиков, как и самих валидаторов, неизбежно будет заложена в стоимость контрактов, что повлияет на тариф (а при худшем развитии событий — еще и на цену проезда).
Таким образом, есть два пути: либо продолжать работать без валидаторов (чем департамент транспорта и будет заниматься как минимум весь следующий год), либо воспользоваться переводом всех маршрутов на регулируемые тарифы. Во втором случае при заключении муниципальных контрактов с перевозчиками можно прописать требования по установке датчиков подсчета пассажиров и передаче этой статистики в «Пассажирсервис». После того как эта система будет обкатана и окупит себя, можно будет заняться внедрением валидаторов. При налаженной системе контроля начнет работать та самая экономия, которой сейчас так не хватает департаменту — больше не нужно будет платить зарплаты кондукторам, а безбилетников можно будет легко отследить. Правда, открытым останется вопрос с трудоустройством всех кондукторов, оставшихся без работы — их на муниципальных пассажирских предприятиях сейчас трудится около 1 000 человек.
Нужны ли валидаторы в омском транспорте?