Дороги и транспорт Покажи свою карточку: променяют ли омских кондукторов на турникеты?

Покажи свою карточку: променяют ли омских кондукторов на турникеты?

НГС.ОМСК решил разобраться, стоит ли городу ждать внедрения бескондукторной системы оплаты проезда и чем это может грозить

Бескондукторные системы оплаты проезда уже давно и успешно работают в двух главных городах страны — Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, в нескольких городах России валидаторы успешно совмещаются с обычной оплатой наличными и электронными проездными. Доберётся ли прогресс до Омска? Как развивалась электронная система оплаты проезда в городе и что её ждёт в ближайшем будущем? Об этом — в нашем материале.

Слухами традиционные СМИ полнятся

Валидатор в сочинском автобусе

Всё началось с записи в группе «Аварийный Омск» в соцсети «ВКонтакте», которая появилась 18 июля. Автор записи сообщил, что в общественный транспорт Омска начнут внедрять «автоматизированную систему учёта фактических поездок».

— Другими словами, такая должность, как кондуктор, будет заменена стационарными терминалами (валидаторами). Терминал будет принимать к оплате транспортные и банковские карты (возможно, смартфоны). Внедрение системы начнётся с нескольких единиц общественного транспорта и будет действовать в тестовом режиме, — указано в записи.

Несмотря на ироничную подачу поста (например, в нём была фраза «Скоро информация появится в традиционных СМИ»), стало ясно, что дыма без огня не бывает. Мы решили выяснить, действительно ли систему проезда в омских автобусах ждут большие перемены.

Вместо валидаторов — банковские карты

Руководитель МП «Пассажирсервис» Наталья Сергина рассказала НГС.ОМСК, что никакого оборудования для бескондукторных систем приобретать пока не планируется. Сейчас предприятие занимается переговорами о покупке новых терминалов, с помощью которых омичи смогут оплачивать проезд банковскими картами Visa, MasterCard и «Мир».

— Сам он на вид такой же, нельзя будет отличить от старого — просто новая модель, более современная, с сертификацией для использования банковских карт. Когда подпишем документы и заключим договор, можно будет говорить о поставках, — пояснила Наталья Сергина.

Все московские автобусы оборудовали валидаторами в 2007 году

— В некоторых моментах бескондукторные системы будут применять, если это будет оправдано. Опыт может оказаться как положительным, так и отрицательным — чтобы понять, как это будет, нужно попробовать. Для таких систем нужно будет ещё дополнительное оборудование приобретать, — продолжила руководитель предприятия.

Также НГС.ОМСК стало известно, что при возможной закупке оборудования для бескондукторной системы водитель при выходе и входе частично выполнял бы роль кондуктора-контролёра, который следит за электронными проездными, социальными картами и выдаёт билеты за наличные средства.

В ближайшее время кондукторов на валидаторы менять не будут

Заместитель директора департамента транспорта Игорь Кожухов подтвердил НГС.ОМСК, что «Пассажирсервис» занимается покупкой новых терминалов для банковских карт, но тема валидаторов не поднималась.

— Вчера были уже звонки мне про валидаторы, беспокоились за кондукторов. Связался с «Пассажирсервисом», сказали, что они не обсуждают такую тему — купить прибор, убрать кондукторов. Решаются вопросы обновления — купить терминалы, которые помимо транспортных и льготных карт читали бы ещё и банковские, — сообщил Игорь Кожухов.

Стоит отметить, что при немедленном вводе такой системы около 1000 кондукторов лишились бы работы — именно столько, по примерным оценкам, устроены сейчас в объединённом ПАТП № 8 и на предприятии «Электрический транспорт». Сомнительно, что департамент транспорта пошёл бы на такой рискованный шаг после объединения ПАТП.

В то же время, по данным НГС.ОМСК, полностью отказываться от идеи терминалов не станут. Ближе к осени возможен запуск двух трамваев с бескондукторной системой оплаты, но специалисты дептранса боятся потери собираемости.

Как проезд стал электронным

Ещё в апреле 2015 года депутаты омского Горсовета проголосовали за введение электронных проездных билетов с минимальной стоимостью поездки для взрослого в 15 рублей. Бумажные проездные исчезли, но остался наличный расчёт. Омичам без льгот предложили несколько видов электронных проездных: в пределах количества купленных поездок (электронный кошелек), на 30 или 60 поездок и сроком действия 60 дней (включая дату продажи), безлимитный со сроком 15 дней или месяц, льготный с ограниченным количеством поездок, а также льготный безлимитный сроком на 15 дней или месяц для школьников. В продажу их запустили 1 мая 2015 года — тогда за транспортными картами выстраивались целые очереди, поскольку у «Пассажирсервиса» появились новые точки обслуживания, которых стало намного меньше, чем до этого было ларьков с проездными билетами.

Так выглядит билет в мобильном приложении SIGMA

В июне 2017 года для омичей запустили новые повременные проездные — они работают по принципу «электронного кошелька», на который можно положить до 15 тысяч рублей. Одна поездка стоит 21 рубль, в течение 30 минут (в дальнейшем этот интервал увеличился до 45 минут) после считывания карты пассажир может совершить пересадку, которая обойдется в один рубль. Деньги на карте хранятся в течение трёх лет. Для повременных проездных изменили дизайн и придумали название — «Омка».

Из последних технических новшеств — мобильное приложение SIGMA, которое внедрили в феврале этого года (с его помощью можно оплатить проезд, считывая камерой смартфона QR-код на карточке кондуктора), а также возможность пополнить счёт на транспортной карте с помощью мобильного приложения «Сбербанк Онлайн».

Виктор Старцев
Фото vk.com/a_omsk (1), Олега Малиновского (2, 4), НГС (3)

Подписывайтесь на нашу группу «ВКонтакте».
Пишите в редакцию НГС.ОМСК, наши Viber и WhatsApp: 8–913–670–33–77.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства