Сегодня, 1 апреля, читатель NGS55.RU заметил в маршрутке № 201 (сады «Заря-3» — поселок Амурский) объявление о том, что при аварийной остановке машины водитель вернет деньги за проезд только тем пассажирам, которые расплачивались наличными. Те же, кто использовал для оплаты банковские карты или электронные проездные, не получат ничего. NGS55.RU решил разобраться, почему происходит такая дискриминация бесконтактных способов оплаты и что нужно делать пассажирам в такой ситуации.
Перевозчик Иван Меняйлов, работающий на маршруте № 201, пояснил нам, что объявление — инициатива водителя, руководство же подобных распоряжений не отдавало. Но при этом Меняйлов отметил, что вернуть средства на карту сразу действительно невозможно:
— До этого таких прецедентов не возникало, но вернуть на месте деньги на карту водитель точно не может. Да и налички сейчас практически нет у водителей, 99% [платежей] — это безнал, они даже заправляются по карте. Поэтому даже наличкой вернуть невозможно. Если написать заявление, указать номер карты, когда оплатил, то мы вернем деньги, понятное дело, машина ведь сломалась.
А вот разъяснение департамента транспорта по этому поводу оказалось неожиданным. Мы привыкли к тому, что если маршрутка сломалась в пути, то водитель должен вернуть деньги. Но когда мы оказываемся в муниципальном транспорте, и тот ломается, кондукторы пересаживают всех пассажиров в другие автобусы или троллейбусы. Оказывается, такой же принцип должен работать и у частных перевозчиков.
— Если поездка прекратилась из-за неисправности, аварии или по другим причинам, пассажиры имеют право воспользоваться купленным билетом, чтобы проехать в другом муниципальном транспортном средстве. Пересадку осуществляет кондуктор или водитель транспортного средства, на проезд в котором был куплен билет. Действие билета распространяется только на одну пересадку. В случае с частными перевозчиками пассажиру необходимо ждать следующий автобус по данному маршруту, чтобы использовать билет, — сообщили в пресс-службе департамента транспорта.
В ведомстве добавили, что возврат денег пассажирам — исключительно инициатива водителей. По правилам после оплаты проезда они должны выдавать билет. Проблема в том, что перевозчики, работающие на нерегулируемых маршрутах (а таких в Омске 67 — половина из существующих), не обязаны обеспечивать льготный проезд и безналичный расчет — всё это происходит на добровольной основе. В таких случаях пассажирам остается лишь требовать, чтобы водитель выдал билет, и ждать другую маршрутку того же перевозчика.