Сегодня, 28 июля, стало известно, что до конца 2020 года концерн «Уралвагонзавод» отправит в Омск 24 новых трамвая. Вагоны обойдутся городу в 688 миллионов рублей, а рассчитываться за них будут в течение 5 лет. Модель 71–407 «Спектр» тестировали не только в Екатеринбурге, но и в Омске — один вагон с февраля ездит по улицам нашего города. Мы решили напомнить вам о том, как этот трамвай выглядит изнутри и снаружи, как его создавали и как о нём отзывались пассажиры.
4 февраля новый вагон из Екатеринбурга презентовали в Омске. Трамвай стоимостью 27 миллионов рублей привезли в наш город в конце января для тестирования. Два месяца трамвай работал на маршрутах города (преимущественно на маршрутах № 2 и 4), после чего должен был вернуться в Екатеринбург. Но пандемия коронавируса нарушила все планы, и вагон остался в Омске.
Трамвай из Екатеринбурга стали периодически замечать на омских улицах — выяснилось, что он продолжает работу. В конце мая директор департамента транспорта Александр Вялков говорил о том, что новых трамваев в этом году Омск не увидит, поскольку в город уже должны привезти 33 новых троллейбуса. Но позже планы изменились.
— Мы объявили конкурс на закупку 24 новых трамваев. Если выиграет завод «Уралтрансмаш», то [доставленный в январе] вагон останется в числе 24 трамваев. Если выиграет другой завод, то мы его вернём, — пояснил Александр Вялков NGS55.RU.
В итоге вагон останется в городе навсегда и будет оплачен в счёт 688-миллионного контракта.
Двадцать вагонов будут стоить по 28 миллионов рублей, четыре вагона — 32 миллиона рублей. Друг от друга они незначительно отличаются комплектацией. Трамваи частично низкопольные и рассчитаны на 28 сидячих мест, а всего смогут перевозить до 190 пассажиров за раз.
Односекционные трамваи собирают на заводе «Уралтрансмаш», но в 2015 году производство трамваев на время пришлось приостановить, поскольку там стояли сразу 30 нереализованных вагонов. Модели 71–407 планировали закупить в Нижнем Новгороде, Туле, Волгограде и самом Екатеринбурге. Кстати, мы уже делились снимками наших коллег из E1.RU, которые пять лет назад смотрели на то, как собирают новые трамваи на «Уралтрансмаше».
После того как вагоны появились на улицах Екатеринбурга (завод бесплатно передал два вагона на тест в октябре 2015 года), редакция E1.RU протестировала их вместе с инвалидом, чтобы понять, насколько они удобны. Ревизором стала координатор движения «Доступная среда всем», инвалид-колясочник Ольга Небесная. Пандус для инвалидов и детских колясок находится в средней части салона и опускается вручную. Из неудобств — раскладывающиеся сиденья на местах для инвалидов, которые приходится поднимать, высокие ступени к площадкам в конце и начале вагона, а также отсутствие кнопки вызова водителя.
В Омске же люди оценили новый трамвай по-разному, но чаще, как водится, встречались негативные мнения. Кому-то показалось, что внутри холодно, кому-то не понравилось, что у трамвая высокие ступени, а кто-то посчитал, что мест в салоне слишком мало. Также были и те, кто решил, что Омску достался списанный транспорт — до этого стало известно о том, что в наш город из Москвы привезут 10 трамваев 2008–2009 годов выпуска. Наш корреспондент Александр Зубов прокатился в трамвае, чтобы лично оценить все плюсы и минусы, а заодно расспросить пассажиров. Также своё мнение о новом трамвае высказал омич Виталий Монтяков, который является инвалидом по зрению — по его мнению, люди зря обругали вагон.
В 2018 году новые вагоны «Уралтрансмаша» похвалил даже президент России Владимир Путин, который приехал на «Уралвагонзавод» в Нижний Тагил. Он посмотрел на партию трамваев, которые отправляли в Коломну.
— Красивый трамвай. Мне очень нравится, — лаконично высказался Путин.