После введённого в Омской области особого режима самоизоляции работа общественного транспорта серьёзно изменилась. Из-за резкого падения пассажиропотока перевозчики вначале уменьшили количество машин на маршрутах, департамент транспорта приостановил работу льготных транспортных карт и повысил цены на проезд для школьников, пенсионеров и студентов по электронным проездным. Через несколько дней 14 муниципальных маршрутов и вовсе были временно отменены. Омский перевозчик Виталий Торопов, который работает на маршрутах № 47Н и 64, рассказал, как частники в сфере транспорта переживают эти нелёгкие времена и какая проблема сейчас является для них ключевой.
— Сейчас у перевозчиков наступил кризис. Конечно, правильно сделали закон, приняли каникулы для людей, чтобы не распространять заболевания, но перевозчики сидят и ломают голову — как быть с лизинговыми платежами? Всё предусмотрели, а вот отсрочки лизинговых платежей не предусмотрели. Сейчас ни одна компания не даёт отсрочек, никаких каникул — таких законов для лизинговых компаний нет. Вроде говорят, что сейчас средний и малый бизнес защищён, но в какой части — это ещё вопрос. Сегодня есть нужда в помощи, а особо никто и не поможет перевозчикам. 80 % машин взяты в лизинги, а платить нечем.
На данный момент машины стоят, возить некого до конца месяца. 90 % машин стоит только по моему предприятию, 10–12 % выхода. Только утром и вечером побольше выпускаем машин, чтобы людей развозить, а так в основном весь транспорт стоит. Все частные пассажирские предприятия живут за счёт пассажиропотока, а основная категория, которую мы возим, — бабушки, дедушки, школьники, это 70 % пассажиров. Сейчас бабушек и дедушек запретили возить, школьники на карантине, пассажиропоток упал на 75–80 %. Я перевозил в нормальный рабочий день 300 человек на одной «Газели» по графику, а сегодня кое-как набирается 80 человек. В выходные дни вообще никого нет. Все пассажирские предприятия встали. Водители без работы остаются, потому что её нет — автобусы стоят. Как сейчас жить? Налоги нужно платить, лизинг нужно платить, за стоянку платить, за аренду помещений. Государство ничего не возмещает, не компенсирует затраты, всё возложено на самих бизнесменов — из своего кармана достаньте деньги. А где их взять, непонятно. Ничего хорошего нет в этом.
Мы делали так: месяц поработали — заплатили, а сейчас месяц машины простоят и платить нечем. У меня в августе лизинг заканчивается, я говорю: «Сделайте дополнительное соглашение, дайте мне каникулы, а я буду вам потом два месяца отсрочки платить». Я даже не прошу давать мне бесплатных два месяца, просто отсрочку, но лизинговые компании не хотят на это идти. Вроде бы и сделали кредитные каникулы, но лизинг — это не кредитный продукт, и в этой части закон перевозчиков не защитил. Вот так и получается: на первый взгляд предусмотрели всё, а на деле оказалось, что не всё. И это не радует, а, скорее, огорчает.
Согласны с автором?