Омские перевозчики не хотят поднимать тариф на проезд в маршрутках, но вновь будут подавать в РЭК расчеты на увеличение стоимости проезда. На это перевозчиков толкают власти Омска. Пока Вячеслав Двораковский намекает на скорую гибель муниципального транспорта, омские перевозчики предлагают более разумные варианты для решения проблемы. О новых тарифах и старых проблемах — в материале НГС.НОВОСТИ.
3 июля в Омске общественный совет при РЭК отказал частным перевозчикам в установлении максимального тарифа — 25 руб. на поездку в маршрутном такси. Председатель областной РЭК Сергей Синдеев сообщил: так как перевозчики не предоставили информации о налоговой составляющей и заработной плате водителей, комиссия по этим параметрам использовала свои расчетные данные. В итоге, по предварительным оценкам, новый тариф можно поднять лишь до 18 руб. 46 коп. При установлении этого тарифа он будет сохраняться без изменений до начала 2015 года.
В соседних регионах тарифы на проезд в маршрутках немного выше. Для сравнения: в Новосибирске поездка на троллейбусе или автобусе — 16–17 руб., на метро — 18 руб., на маршрутке — 23 руб.
В ответ на решение Омской областной РЭК частные перевозчики отозвали свои расчеты и на заседании правления 8 июля тариф обсуждать не стали. Как рассказал один из крупнейших омских перевозчиков Владимир Геворгян, маршрутчики решили еще раз пересмотреть свои расчеты, а также сумму нового тарифа перед следующей подачей документов в РЭК. «Пока стоимость проезда не увеличивается, — заявляет Владимир Геворгян. — Я «за» увеличение тарифа, потому что экономика «за». Если мы будем спрашивать у жителей Омска, конечно, все будут «против», и я как житель «против». Но
Мы вновь соберем документы, пока пересмотрим расчеты, в частности сумму тарифа. Вариантов много, будем смотреть. Мы, например, предлагали установить 2 тарифа — на коротких маршрутах и на длинных».
«Документы, которые предоставили перевозчики, говорят о том, что 18 руб. им хватает», — комментирует ситуацию руководитель пресс-службы РЭК по Омской области Ирина Безъязыкова. С мнением РЭК Омской области солидарны и многие экономисты, считающие, что коммерческий транспорт просто решил заработать побольше.
«Все предельные тарифы экономически ничем не обоснованы, это вопрос больше политический, чем экономический, —
считает Евгений Капогузов, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Экономическая теория и предпринимательство» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. — В идеале, коммерческий транспорт должен определяться рынком, по сути своей он ориентируется на уровень цен в общественном транспорте, плюс некоторая наценка за гибкость. Этот механизм ценообразования последние годы так и пляшет. По идее, для потребителя конкуренция полезна, но сейчас они находятся в ситуации ценового сговора, так что мы в минусе».
Судя по тому, что после аппаратного совещания 7 июля мэр города Вячеслав Двораковский невзначай предсказал Омску транспортный хаос из-за равного тарифа частного и муниципального транспорта, в скором времени омичей все же ждет повышение платы за проезд в маршрутках, невзирая на решение РЭК. Бьшая часть перевозчиков, как выяснилось, вовсе не горит желанием повышать плату за проезд, несмотря на низкую рентабельность пассажирских перевозок, и считает, что всеобщее повышение тарифов спровоцировано действиями властей.
«Все понимают, что если останется 18 руб., на автобусах ездить никто не будет, — говорит перевозчик Иван Меняйлов. — Но если думать о будущем, ведь муниципальный транспорт придет в негодность.
Я не хочу, чтобы в Омске было 10 тыс. «ГАЗелей», их и сейчас слишком много. Я за более безболезненный и рациональный выход — снижение количества маршруток.
Новые машины в 2 раза больше, значит, и маршруток должно быть в 2 раза меньше. Проблема нашего города в нелегалах, которые ездят на старых «ГАЗелях» за 50 тыс. руб. и выходят работать только в час пик. Власти уже несколько лет обещают принять федеральный закон против нелегальных перевозчиков. Сейчас по городу ездит 3000 легальных маршруток и 1500 нелегалов».
Заместитель председателя «Независимого профессионального союза работников автомобильного транспорта» Юрий Кузин считает, что пока на законодательном уровне не будет принято решения касаемо нелегальных перевозчиков, ситуация с маршрутками в городе будет только ухудшаться.
«Администрация города сама инициировала повышение стоимости проезда, они сейчас тоже заинтересованы поднять тариф в маршрутках, чтобы муниципальный транспорт был конкурентоспособен. Рынок пассажирских перевозок гипертрофирован нелегалами, что резко понижает рентабельность легальных перевозчиков. Если бы власти боролись с этим, у нас не было бы необходимости повышать тарифы, — заверяет г-н Кузин. — Сейчас изменилась ситуация и с налоговой инспекцией, если раньше можно было уйти от налогов, сейчас департамент транспорта передает в налоговую все сведения о легальных перевозчиках. Зато нелегалы как были, так и остались и никому ничего не платят.
Макроэкономическая ситуация созданная в регионе такова: работы нет, но люди вынуждены где-то зарабатывать деньги, чтобы кормить семью, поэтому у нас город газелистов и таксистов.
Власть сама же провоцирует социальную напряженность в обществе, а потом сваливает все на «газелистов» — вот какие они все жадные и плохие. Департамент транспорта должен регулировать пассажирские перевозки и бороться с нелегалами. Почему у нас в стране одни не могут, а другие не хотят?».
Анна Акелькина
Фото автора