Пока «Арену Омск» на левом берегу продолжают медленно, но верно сносить, омичи делятся на разные лагеря, обсуждая этот вопрос. Одни ностальгируют по ушедшей эпохе, вторые радуются, что ненавистное здание наконец-то исчезнет, а третьим глубоко наплевать и на арену, и на её поклонников вместе с хейтерами. Пожалуй, сходятся их мысли лишь только в одном: арену нужно было снести. У корреспондента NGS55.RU Виктора Старцева как у фаната омского «Авангарда» со стадионом были связаны масса эмоций, впечатлений и воспоминаний. Обо всём этом — в его колонке.
В августе 2007 года, когда состоялось торжественное открытие «Арены Омск», я готовился пойти в 8-й класс и не задумывался о том, что в хоккейной истории города открылась новая страница. Фанаты старой закалки в тот момент наверняка точно так же грустили о переезде большого хоккея из СКК имени Блинова, в котором они вместе с командой переживали и радость побед, и горечь поражений. Теперь же у «Авангарда» появилась огромная вместительная арена на 10 тысяч человек, современная и красивая.
Да, многим не нравился дизайн «Арены Омск», поэтому её за глаза и открыто называли «сараем», но мне стадион всегда казался каким-то футуристичным сооружением, этакой летающей тарелкой, которая приземлилась на краю левого берега и стала центром притяжения для всего города. А когда на стеклянном фасаде появилось изображение ястреба с хоккеистами, арена и вовсе превратилась в настоящее украшение этой части города. Особенно красочно это выглядело в тёмное время суток, когда изображение подсвечивалось изнутри.
Правда, исполнить свою мечту и побывать вживую на матче «Авангарда» я смог лишь спустя три года после того, как построили новую арену. 10 декабря 2010 года мы с одноклассниками собирались посмотреть матч с «Витязем», справедливо ожидая, что там мы увидим настоящее месиво — всё-таки в начале года обе команды отметились со знаком «минус», устроив массовую драку, из-за которой игру пришлось отменить, а обоим клубам выписать технические поражения. Наши ожидания действительно оправдались: уже на седьмой секунде матча стартовая пятёрка «Витязя», состоящая сплошь из тафгаев и силовиков, набросилась на нашу лучшую пятёрку с кулаками. В итоге наши проиграли кулачный бой вчистую, чеховских хоккеистов, сыгравших откровенно грязно, отправили в раздевалку, омичи же отделались четырьмя минутами штрафа. Травму получил чешский центрфорвард «Авангарда» Роман Червенка, кроме того, в этом откровенном избиении пострадал и голкипер омичей Карри Рамо.
«Авангард» тогда всё же выиграл — упорно, с треском, с минимальным преимуществом (3:2), но выиграл. Лучшего матча для первого «живого» посещения арены и придумать было нельзя, поэтому я жадно впитывал всё, что происходило вокруг. Я впервые увидел такое огромное скопление людей в одном месте, я впервые оказался на огромной арене, где всё дышало хоккеем — от изображений игроков «Авангарда» на стенах до бурлящего фанатского сектора, заряжающего: «Красно-чёрный, красно-бело-чёрный!» или «Лишь в одну команду мы верим...». А что творилось на трибунах, когда родная команда забивала гол! Десять тысяч человек в едином порыве радостно вскакивали с сидений, потрясая кулаками, обнимая встречных-поперечных и выкрикивая разные нечленораздельные звуки. Атмосфера была просто непередаваемой, и хотелось повторить ещё.
Повторял — и с каждым разом узнавал арену всё больше и больше, наблюдая за ней в разных состояниях. Удавалось даже сохранять положительную статистику матчей: «Авангард» неизменно побеждал, когда я присутствовал на трибунах «Арены Омск». Но продлилось это всего три месяца, и в марте 2011 года пришлось увидеть первое поражение: в пятом матче первого раунда плей-офф «Авангард» проиграл «Нефтехимику». Правда, уже через несколько дней омичи устроили разгромную реабилитацию и прошли в следующий раунд, а я снова был тому свидетелем.
«Арена Омск» запомнилась мне живым бурлящим организмом, трибуны которого я видел пустыми лишь однажды — на каком-то из матчей МХЛ, когда играли «Омские Ястребы». Тогда была заполнена лишь половина мест, но и этой поддержки для молодёжной команды вполне хватало. Самым эпичным же матчем за всю мою историю походов на арену стала битва «Авангарда» и «Сибири» 27 февраля прошлого года. Новосибирские болельщики устроили самый массовый выезд за всю историю — в Омск приехало около тысячи фанатов «Сибири», и на трибунах «Арены Омск» творились просто невообразимые вещи. Новосибирские болельщики иногда даже перекрикивали наш фанатский сектор! Я присутствовал на матче уже как журналист, поэтому усиленно ловил всё происходящее в объектив — тогда я был сам себе автор и фотограф.
Вообще в памяти осталось очень много интересных матчей. Например, игра в сезоне 2017/18 против китайского «Куньлуня» запомнилась тем, что её посетил новоиспечённый врио губернатора области — Александр Бурков. Тогда это был для нас человек новый и неизвестный, поэтому мы следили за тем, что он будет делать в Омской области. Сфотографировать губернатора, сидящего в VIP-ложе, было тяжеловато, но всё же удалось.
А в 2015 году мы с моей подругой Таней и вовсе пустились в авантюру — взяли билеты в гостевой сектор на седьмой матч первого раунда плей-офф, в котором «Авангард» встречался с тогда ещё астанинским «Барысом». Матч был особенным ещё и потому, что в предыдущей игре тяжёлую травму получил наш капитан, Сергей Калинин. На сиденьях болельщиков ждали листовки с портретом Калинина и надписью «Здоровья, капитан!». Этот плакатик сохранился у меня до сих пор. Но самое яркое впечатление — когда за твоей спиной толпа фанатов «Барыса» поддерживает своих любимцев, и ты слышишь каждый их недружелюбный возглас в сторону своих игроков. Наши выиграли тот матч, и один из болельщиков «Авангарда», который сидел двумя рядами ниже, посмотрел на нас и сказал: «Это мы приняли на свои спины всю их поддержку и не пустили на лёд». В эту минуту я, как никогда, почувствовал причастность к победе.
Странно, но когда в прошлом году я узнал о том, что арену будут закрывать из-за всевозможных нарушений, то не почувствовал абсолютно ничего. Всё потому, что в это просто было невозможно поверить. Невозможно было принять то, что арена оказалась аварийной, что за свои 11 лет существования она в любой момент могла похоронить под собой тысячи людей, что лишь каким-то чудом удалось выявить её ужасное состояние и вовремя закрыть. Казалось, что такого абсурда в принципе не могло произойти в реальном мире, но это было. Оказывается, приходя на арену, я каждый раз подвергал свою жизнь опасности. А сколько людей вот так рисковали каждую зиму, приходя на каждый матч «Авангарда»? Думать об этом страшно.
Окончательно поверить в то, что прежней «Арены Омск» больше не будет, я смог лишь тогда, когда сам приехал на левый берег и своими глазами увидел, как экскаватор-демолятор обрушивает центральную часть стадиона. Да, арена в итоге оказалась смертельно опасной и за это была уничтожена. Но, несмотря ни на что, она подарила нам множество радостных, нервных, напряжённых и бесконечно счастливых часов хоккея. Перед началом матчей и выходом команд на лёд на арене всегда играла знаменитая песня об «Авангарде», написанная под музыку из песни Win The Race от незабвенно любимой нами группы Modern Talking. Поэтому при виде «Арены Омск» в моей голове автоматически включалось: «Пусть будет жизнь словно яркий сон лишь для тех, кто в хоккей влюблён, и опять мы идём вперёд, и нас победа ждёт!». Теперь это трепетное ощущение уйдёт в историю вместе с руинами поверженного стадиона, и я буду скучать по нему.
Спасибо за всё, «Арена Омск»!
Будете скучать по «Арене Омск»?