В Омске завершился очередной археологический сезон — отложены в сторону лопаты, отгремели посвящения практикантов в археологи, остались позади вечерние посиделки у костра и прочая полевая романтика. И если крестьяне по осени считают цыплят, то археологи — исторические находки. NGS55.RU выяснил, какие артефакты им удалось отыскать за это лето.
Запад Омской области
В середине лета студенты истфака ОмГУ имени Достоевского вместе с сотрудниками Института археологии и этнографии СО РАН отправились в Крутинский район, чтобы исследовать потчевашскую культуру. Компанию юным и не очень юным археологам составила собака Дина. На берегу озера Ачикуль находится городище Усть-Логатка LX — малоизученный археологический памятник раннего Средневековья. Потчевашская культура формировалась в этом месте благодаря миграции в Прииртышье обитателей Васюганья и таежного Приобья.
Средневековым племенам нужно было подстраиваться под новые для них природно-климатические условия южной тайги и северной лесостепи. Жители Прииртышья, отгораживаясь от степных кочевников, строили укрепления на берегах рек. Так и возникло городище в Крутинском районе. Во время полевой экспедиции археологи нашли на месте городища несколько фрагментов керамики — очень распространенного для поселений потчевашской культуры инвентаря. Также среди интересных находок сезона — костяная ложка и костяной амулет, который имитирует клык хищника.
— Это городище относится к малоизученным памятникам южной части распространения потчевашской культуры. Оно интересно тем, что является укреплением на границе лесостепи и степи. Вероятно, на проживавших там людей оказывалось давление, и этот объект был одним из их пограничных постов. Исследуя городище, мы нашли довольно много фрагментов керамики и сделали топографический план укрепления, — рассказал NGS55.RU доцент кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии ОмГУ, кандидат исторических наук Михаил Корусенко.
Север Омской области
В июле студенты-археологи и волонтеры отправились в Тару. Археологическая экспедиция в одном из самых старейших городов Сибири проходила в пятнадцатый раз. Историки не зря называют Тару «археологической жемчужиной» — тарская земля ежегодно приносит им множество сюрпризов в виде разнообразных артефактов.
В этом году раскопки велись на территории Тарской крепости и прицерковного кладбища. Каждый день участники экспедиции извлекали из культурного слоя предметы быта разных эпох. Среди находок — костяной инструмент для шитья кожи, монеты 1750, 1774, 1798, 1839 и 1948 годов, обувные подковы XVII века; фрагменты китайского фарфора, в том числе и «Розового семейства», курительная трубка и игральный кубик XVIII века; костяной наконечник стрелы, несколько ножей, а также капкан для грызунов и оловянная пуговица XIX века. Среди захоронений на прицерковном кладбище археологов особенно заинтересовала могила мужчины 37–40 лет с нательным крестом с лучами и сережкой в виде небольшого колечка — змеи, кусающей себя за хвост.
— Сезон был насыщенным. Во время работы в Таре мы нашли ограду Успенского собора и теперь точно знаем, где стояло прицерковное кладбище. Исследовали жилые комплексы XVII века. Сложно сказать, какие из находок стали самыми яркими в этом сезоне. Работал большой коллектив, и открытия и находки в этом сезоне были разноплановыми. Мы получили обширный материал, который в дальнейшем позволит нам продолжить исследования. В октябре мы планируем открыть выставку по результатам наших находок и хотим пригласить на нее омичей, которые интересуются историей, — рассказал кандидат исторических наук Сергей Татауров.
Большереченские краеведы вместе с сотрудниками музея-заповедника «Старина Сибирская» продолжили перезахоронение могил на бывшем кладбище деревни Красный Яр (Евгащино-IV), располагавшейся в двух километрах от современного поселка Хлебоприемный пункт Такмыкского сельского поселения. Работы на этой территории начались в 2020 году, после того как местные жители начали находить человеческие кости на берегу Иртыша. Вода разрушала могилы и вымывала останки, поэтому захоронение решили перенести на другое место. А заодно — изучить традиции обряда погребения в Западной Сибири. Среди интересных находок этого сезона — захоронение молодого католика начала прошлого века со следами хирургического вмешательства на черепе. Также во время раскопок археологи нашли около сорока единиц погребальной посуды, нательные кресты и детали костюма.
В центральной части региона
Студенты ОмГПУ вместе с археологами и антропологами из Москвы и Екатеринбурга отправились в экспедицию в Горьковский район — исследовать некогда разграбленный курган Новопокровка — X, относящийся к саргатской культуре, датируемой периодом до III — IV в. нашей эры. В первую неделю работы они наткнулись на фрагмент металлических удил — деталей конской упряжи, которые использовались в раннем железном веке, и нашли челюсть древнего человека. Также искатели обнаружили расколотый керамический сосуд, гривну (украшение из бронзы), серьгу, а еще расчистили ров, который когда-то жители этой местности соорудили вокруг кургана.
Курган, который изучали археологи в Горьковском районе, предположительно, был «дружинным». Многие из погребенных здесь людей, скорее всего, были воинами.
Продолжились в этом году и раскопки в самом центре города — на месте каторжного острога в Омской крепости, в котором отбывал заключение писатель Федор Достоевский. Археологи наметили расположение одной из казарм. Знаковых находок, которыми был богат для изучающих острог археологов прошлый год, ученые не обнаружили. Но, по их словам, итоги летнего сезона подводить пока рано — работы еще ведутся.
— В этом году перед нами стояла технологическая задача, поэтому акцентировать внимание на каких-то отдельных предметах не приходится. Сейчас наша главная цель — оценить состояние и размер казарм и законсервировать их, а во-вторых, найти контур уже выявленной ранее казармы. Задача не из легких, ведь то, что мы можем обнаружить, является самой нижней частью фундамента, к тому же, возможно, она разрушена коммуникациями. Работы на остроге еще продолжаются. Итоги будем подводить ближе к концу сентября, — рассказал руководитель Музея просвещения Игорь Скандаков.