22 октября 2020 года. Мэр Омска Оксана Фадина приехала на стройплощадку детского сада на 140 мест по улице 1-й Станционной. Не удивительно — последний социальный объект на Московке построили четверть века назад, и надо лично убедиться, что всё идет по плану. На прощание она оставила на свае автограф: «На счастье деткам Омска!» Но счастье было недолгим. В 2022 году, проработав всего полтора месяца, детский сад закрылся на ремонт. В ноябре станет известно, кто ответит за то, что подвал свежепостроенного здания затопило грунтовыми водами. Пока не названо имя обвиняемого в халатности, рассказываем о проблемной стройке в трех лицах: подрядчик, следователь, мэрия.
Подрядчик
А проблемы начались еще семь лет назад. Курской фирме «Графит», которая в 2015 году выиграла торги на проектирование детсада в Ленинском округе, пришлось сначала выбивать из департамента строительства исходно-разрешительную документацию, затем — в суде — оплату работ по контракту (1 550 393 рубля из городского бюджета). Снова о детском саде вспомнили только в 2019 году, когда на финансовом горизонте замаячили национальные проекты, читай, федеральные деньги. Дорабатывать проект его строительства мэрии пришлось пока за свои. На этот раз контракт заключили с омским «Сибгорпроектом» (1 700 000 рублей). Тут-то и выяснилось, что, цитируем заключение экспертов, «по подтоплению подземными водами и возможному проявлению пучинистых свойств грунтов территория изысканий относится к весьма опасной». Однако место дислокации детсада решили не менять, тем более, что типовой проект был привязан именно к этому участку с видом на безымянное озеро.
По словам Василия Ткача, директора компании «ИКГ-Транс», с которой заключили контракт на строительство (217 853 183 рубля), проект не выдерживал никакой критики.
— Это был не проект, а пародия на проект! За 51 год работы в строительстве я первый раз такой проект увидел. Как он прошел экспертизу, просто удивительно. Да он практически не проходил экспертизу, формально. Как он мог пройти экспертизу, если перемычки под плиты не несущие, а рядовые положили, потом исправили, внесли в проект. Ростверки начали считать, фундаменты, а марка бетона занижена и диаметр арматуры. Вот это было бы страшно, если бы я сделал по проекту, — заявил Василий Ткач.
Могли и плиты провалиться, и ростверки, фундамент потрескаться
Кроме того, добавил строитель, на бумаге уровень грунтовых вод был на 1,4 метра ниже реального, поэтому проектировщики и не стали закладывать дренаж, хотя на болотистом участке, где стоит детсад, он обязательно должен быть.
— Я с самого начала поднял вопрос, что очень близко грунтовые воды. Департамент ответил, что проект прошел экспертизу — делайте. Единственное, я не мог закопать 50-кубовую дренажную емкость из-за грунтовых вод, и там пошли навстречу — переделали проект, — рассказал директор «ИКГ-Транс».
В мае 2021 года, чтобы залить пол в подвале и сделать его гидроизоляцию, строителям пришлось откачивать воду. Вряд ли для них стало сюрпризом, когда через два месяца после того, как вода ушла, пол провалился и всё пришлось начинать сначала. Ровно через год ситуация повторилась. Василий Ткач вспоминает, что уровень грунтовых вод поднялся на 15 сантиметров выше чистых полов, по стенам пошел грибок. Детский сад, с помпой открытый в середине марта, по-тихому закрыли.
Грунтовые воды — главная, но не единственная проблема, отметил директор «ИКГ-Транс».
— Я бы повесил людей, которые выбрали это место. Детский садик на болоте! Летом воспитательницы жаловались на комаров. Посадили садик на болото, плюс ливневки рядом нет, канализация тоже на ладан дышит — два раза садик затапливало, потому что выходила из строя канализационно-насосная станция к домам. С электричеством проблемы, потому что не хватает мощности. Нужно было приостанавливать строительство, добиваться новых техусловий для повышения мощности, — заявил строитель.
Следком и депстрой
В Следкоме по Омской области подтверждают, что подрядчик почти год настаивал на внесении изменений в проект, но в департаменте строительства его письма оставили, мягко говоря, без должного внимания.
— Каких-либо мер к устранению выявленных недостатков и приостановлению строительства в целях предотвращения возможных неблагоприятных последствий эксплуатации строящегося объекта должностными лицами департамента строительства администрации города Омска принято не было, — говорится в постановлении о возбуждении уголовного дела (копия есть в редакции).
В профильном департаменте на вопрос, почему мнение подрядчика проигнорировали и решили продолжать стройку по сырому проекту, нам также ответили, что он получил положительное заключение государственной экспертизы и «соответствует требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям охраны объектов культурного наследия, требованиям антитеррористической защищенности объекта, результатам инженерных изысканий».
Более того, как следует из ответа на запрос, департамент строительства перекладывает ответственность за подтопление на «ИКГ-Транс», раз относит его к гарантийным случаям.
— Устранение недостатков (дефектов) работ, выявленных в течение гарантийного срока, осуществляется силами и за счет средств генподрядчика, осуществляющего строительство объекта. Гарантийный срок на выполненные работы по строительству объекта и входящих в него инженерных сетей и сооружений составляет 5 лет, — заявили в ведомстве.
Василий Ткач сообщил, что решать проблему, которая всплыла через полгода после окончания строительства, компании действительно пришлось за свой счет.
— Мы на свой страх и риск по предложению департамента сделали дренажные колодцы, поставил 5 насосов. Сейчас там воды нет — в сентябре-октябре уровень грунтовых вод самый низкий. Когда вода начнет подниматься в апреле-мае, поплавковые насосы включатся и будут выкачивать воду, — добавил он.
Сам проект за год с небольшим подорожал на 44 миллиона рублей — почти на треть. Как объясняли в депстрое, «в связи с существенным ростом цен на строительные ресурсы». По словам директора «ИКГ-Транс», часть денег ушла на оплату работ, не предусмотренных проектом. Без них детсад, строительство которого и так задержалось на три месяца, не сдали бы до сих пор, уверен он.
— Представьте, на 167 миллионов был контракт, на 38 миллионов было дополнительных работ. Закон гласит так: если дополнительные работы превышают 10%, то всё, проект закрывается, делается новый и идет на повторную экспертизу, — отметил Василий Ткач и пояснил, почему стройка все-таки продолжалась. — Здесь еще политика, не освоишь — заберут [деньги]. Меня так пугали, что дальше некуда.
Во второй раз детский сад открыли 15 августа, уже без ВИПов. Через три дня было возбуждено уголовное дело. Не на кого-то конкретного, а на должностных лиц департамента строительства и департамента архитектуры и градостроительства за ненадлежащее исполнение обязанностей. Это, как показала прокурорская проверка, привело к неэффективным расходам бюджета на общую сумму больше 218 миллионов рублей. Обвинение конкретному чиновнику Следком по Омской области планирует предъявить в ноябре. Сейчас он и его защитник знакомятся с материалами дела.
Вероника Девяшкина, мама двоих детей, которые ходят в новый детский сад с первого дня, рассказала NGS55.RU, что больше таких проблем, как весной, не возникало, а тому, что они вообще появились, омичка не удивлена.
— Там болото было. Когда я заехала в 2019 году, видела, что там постоянно лужа стоит. Местоположение, конечно, не очень выбрали, но для меня шикарно, потому что под окнами [дома], — объяснила Вероника Демешина.
По ее словам, администрация не планировала закрывать детский сад на 2,5 месяца. Сначала речь шла всего о двух неделях, но затем этот срок несколько раз продлевали. Детей, кроме самых маленьких, перевели в старое здание на Батумской.
По информации департамента образования администрации Омска, сейчас детский сад работает в обычном режиме.
— Я не знаю, как там внутри, в подвал не спускалась, ничего не видела. Сейчас садик работает, я рада. Конечно, переживаю, вдруг сыростью начнет пахнуть, ребенок что-нибудь подхватит. В раздевалках не пахнет, внутри не пахнет. Наверное, если плесенью запахнет, буду водить в старый филиал, — добавила Вероника Девяшкина.
Компания «ИКГ-Транс» зарегистрирована в р. п. Любинский в 2005 году. Единственный владелец — Самвел Григорян. Выручка компании за 2021 год составила 619 миллионов рублей, чистая прибыль — 1 миллион рублей. Общая сумма заключенных госконтрактов превысила 2,6 миллиарда рублей. За последний год компания сдала жилой корпус омского психоневрологического интерната за 517 миллионов рублей, детский сад на 1-й Станционной — за 217 миллионов рублей и заключила контракт на строительство поликлиники в поселке Восточный за 735 миллионов рублей.