Три года назад Оксана Фадина заняла кресло депутата в российской Госдуме и рассталась с должностью мэра Омска. Уроженка райцентра Большеречья перебралась в столицу, а временно исполнять обязанности градоначальника стал на тот момент директор департамента городского хозяйства Евгений Фомин.
Оксана Фадина была первой женщиной-мэром в Омске, а также первой, кто стал частью команды губернатора. Впервые за долгое время омичи наблюдали за тем, как глава региона и градоначальник появляются вместе, обмениваются любезностями и хвалят друг друга. До этого дружба между двумя чиновниками в регионе не складывалась.
Спустя несколько месяцев «дело» Фадиной продолжил 52-летний генеральный директор ОАО «ОмскВодоканал» Сергей Шелест. Именно он стал новым мэром города.
NGS55.RU решил рассказать, как изменился Омск при двух градоначальниках, а также какие проекты остались обещанными.
Фадинские автобусы и транспортный переполох от Шелеста
При Оксане Фадиной началась первая транспортная реформа. В 2018 году в Омске произошла самая крупная закупка транспорта. Город приобрел 220 новых автобусов. Среди них оказались 100 ПАЗов, а также 100 маршруток, работающих на газу. Миниатюрные ПАЗы оценили не все жители города. Мэрию начали критиковать за это приобретение: в транспорте мало места. Через два года в Омск привезли 33 новых троллейбуса, 24 трамвая и 20 автобусов большого класса. В 2019 году у омичей появилась возможность бесконтактно оплачивать проезд банковской картой.
Тогда Фадина призналась, что модернизация общественного транспорта была настоящей городской проблемой. Спустя время ее удалось решить, и это стало настоящей победой.
— Самая яркая победа — это победа в части модернизации транспорта. Не просто подвижного состава, а целой отрасли. Каждый раз, когда мы говорим об общественном транспорте, я думаю о мае 2018 года, когда был риск невыхода автобусов, что автобусы не доедут с линии в гараж. С вечера они не смогли заправиться, остались неполные баки, — заявляла тогда Фадина в эфире Radio Monte Carlo Омск.
Шелест тоже не оставляет без внимания городской транспорт и летом прошлого года начинает свою масштабную реформу, с которой омичи до сих пор не могут смириться. Более полутора десятков частных маршрутов убирают с центральных магистралей, пустив транспорт по улицам Маршала, Жукова, Булатова и Фрунзе. Градоначальник заверял, что омичам нужно постепенно пересаживаться на муниципальный транспорт, так как он лучше маршруток. А в департаменте транспорта считали, что такие изменения позволят снизить нагрузку на центральной магистрали.
Транспортную реформу Шелеста омичи восприняли негативно и советовали чиновникам самим пересесть на автобусы. После этого Шелест решил сам проверить работу новой транспортной схемы.
— В целом впечатления нормальные, — заявил он тогда.
Мосты
Фадина начинает капитальный ремонт Юбилейного моста (2017 год). Его состоянием омичи встревожились еще в 2016 году, когда заметили трещины и проседания. Тогда специалисты заявили, что мосту действительно нужен ремонт, но опасности для горожан нет. Однако бывший гендиректор «Мостовика» Олег Шишов сообщил, что объект уже давно находится в аварийном состоянии и опасен из-за старых арматур. После этого власти выделили 4 миллиона рублей на подготовку документов по капремонту и провели обследование технического состояния, которое показало, что постепенно Омка разрушает опоры моста. Было принято решение провести реконструкцию.
Запуска движения на мосту омичи ждали довольно долго, так как сдачу объекта переносили несколько раз. По началу в планы строителей вмешалась погода. Весна и лето были холодными и дождливыми, поэтому часть работ и вовсе не могли начать.
— Нормативный срок строительно-монтажных работ — до ноября 2018 года. Но при этом, исходя из графика, поставлена стратегическая задача — завершить работы в июне, — говорил тогда директор департамента строительства Илья Трушников.
Сама же Фадина никак не комментировала работы на мосту и только перекладывала все нерешенные задачи на своего подчиненного. При этом иногда приезжала на строительную площадку.
По итогу ремонт на мосту завершили даже на месяц раньше — в октябре 2018-го.
После открытия Юбилейного моста Фадина сообщила, что в Омске начнут ремонтировать Ленинградский мост. Заключение о его состоянии было получено еще в сентябре 2018 года.
— Предвкушая ваш вопрос, предполагаю, что вас беспокоит, будет ли он тоже перекрыт? Мы будем делать всё возможное, чтобы сделать как текущий ремонт — без остановки транспортного движения, — заверяла тогдашний мэр.
Однако капитальные работы на этом мосту начались только спустя четыре года. Занялся ими уже Сергей Шелест. Полностью закрыть объект не планировали. Работы осуществлялись по частям: сначала левая, потом правая.
Новость о том, что начался ремонт моста, омичи приняли по-разному. Кто-то испытывал гнев и огорчение, а кто-то плакал в пробке. Сам Шелест говорил, что капремонт моста нельзя было откладывать.
— Есть желание, чтобы родили ребенка не за 9 месяцев, а за 3–4. То же самое у строителей. Если есть срок, то никуда не денешься. Изначально планировалось закрыть мост полностью, тогда в городе наступил бы коллапс. Да, тогда была возможность немного сократить сроки ремонта. Но решили оставить две полосы. Немного пришлось увеличить срок капитального ремонта.
Сейчас нынешний градоначальник планирует отремонтировать еще два моста — Комсомольский и имени 60-летия ВЛКСМ. Удастся ли ему это сделать, пока неизвестно.
Вырубка деревьев и скандальный «Кедр»
Проблема бесконечной вырубки деревьев беспокоит омичей уже много лет. Омск назвали городом-пнем еще при Вячеславе Двораковском (был мэром города с 2012 по 2017 год). С приходом Оксаны Фадиной жители города начали надеяться, что новая градоначальница не даст деревья в обиду. Сначала Фадина действительно внимательно относилась к судьбе растений, но в скором времени всё вернулось в прежнее русло. Городская комиссия по сносу, обрезке и восстановлению зеленых насаждений каждый раз по-новому одобряла вырубку деревьев в разных частях города.
Но и при Шелесте вырубать деревья в городе не перестали. Ситуация усугубилась, когда в Парке имени 30-летия ВЛКСМ незаконно срубили почти 300 деревьев. Там компания «Кедр» планировала построить новый торговый центр. Позже выяснилось, что договор аренды этой земли между организацией и администрацией города был подписан бывшим мэром Оксаной Фадиной в 2019 году. Однако в марте этого года она сообщила, что никакой договор не подписывала. Это входит в функции департамента имущественных отношений.
— Люди ждут, и в данном случае они точно должны владеть всей ситуацией, как она складывалась на самом деле, а не как сейчас преподносится в отдельных пабликах. По-видимому, речь здесь о том, что именно бывшую главу города могут называть главной виновницей очередных вырубок в парке, — высказалась в марте Фадина в своем телеграм-канале.
Разбирательства с компанией идут и по сей день. В начале августа Шелест предложил перевести участок, который арендовала компания «Кедр», в зону городской рекреации (такую категорию присваивают паркам и скверам, где нельзя строить капитальные сооружения).
Образование
Очень сильно Фадину радовало появление в городе новых школ и детских садов. При ней открылась школа на 1100 мест в Амуре-2, а также свои двери распахнули дошкольные учреждения на Лисицкого, 22-й Рабочей, Краснознаменной и в 13-м микрорайоне.
Правда, и тут не обошлось без сорванных сроков. Например, детсад в микрорайоне Рябиновка, который начали строить еще при Двораковском, открыли только два года назад. А школа на Космическом проспекте, подрядчик которой не только срывал сроки исполнения, но и отказывался дорабатывать проект с учетом замечаний экспертизы, приняла новых учеников в этом году.
Проблемы со строительством школ есть и у Шелеста. Многострадальное образовательное учреждение в микрорайоне Серебряный Берег начали строить в ноябре 2022 года, а через год работы на объекте были приостановлены. В мэрии тогда заявили, что подрядчик не успевает выполнить работы по графику. Подрядная организация же утверждала, что администрация не заплатила им за уже выполненные работы. Вскоре при строительстве нашли нарушения.
— Существующие финансовые претензии застройщика, о которых он публично заявляет, не имеют под собой никаких оснований, все положенные по контракту средства выплачивались своевременно. Возведение школы продолжит новый подрядчик, который будет определен в соответствии с действующим законодательством, — говорил мэр в мае этого года.
На днях в эфире передачи «Прямой разговор» на 12-м канале Шелест пообещал, что школа будет сдана в следующем году. На объекте сменился подрядчик, и работы якобы ускорились.
Еще одна проблемная школа, за которой старалась следить и Фадина, — № 88. Она распорядилась спилить штыри на заборах всех омских школ после того, как шестиклассник напоролся на ограду, пытаясь спрыгнуть с холодильного склада этого образовательного учреждения. В 2022 году здание признали аварийным. Изначально предполагалось, что работы закончат к концу декабря 2023-го, но всё пошло не по плану. Этой весной администрации пришлось полностью снести школу после демонтажных работ. Тогда строители увидели отсутствие анкеров, внутренних фундаментов и армирования кирпичной кладки, а в некоторых местах вместо кирпича был строительный мусор или пустоты.
Благоустройство
На своей первой прогулке с журналистами (в тот день шел снегопад) Оксана Фадина заявила, что скоро в Омске появятся теплые остановки. В начале 2018 года это обещание казалось невозможным, хотя одна теплая остановка к тому времени в городе уже была. Но к муниципалитету она никакого отношения не имела, так как павильон устанавливали за счет ТЦ «Мега».
Уже спустя год мэрия представила эскизы будущих остановок, а чуть позже начались поиски инвесторов, готовых вложиться в этот проект. Конкурс выиграла компания «Капитал-Строй». С ней заключили договор на размещение 174 теплых остановочных комплексов.
При Фадиной в Омске начали реконструировать Советский парк, Театральную площадь, улицу Бударина, «Зеленый остров», Сквер молодоженов, бульвары Победы и Мартынова. Разумеется, не все работы проходили гладко — сроки срывались, тротуарную плиту укладывали волнами, а детские площадки тонули в грязи. Недочеты и нарушения находились практически на каждом объекте. В конце концов фадиновская мэрия изменила подход к выбору подрядчиков и стала определять их по принципу конкурса, а не традиционного аукциона. Теперь тендер получает компания, которая больше соответствует определенным требованиям, а не та, что предлагает произвести работы за наименьшую стоимость.
Шелест активно начинает обустраивать центр города. Например, на набережной Оми между Комсомольским и Юбилейным мостами открывают Аллею олимпийских чемпионов — там разместили 28 бюстов выдающихся спортсменов. Однако омичи сразу же раскритиковали новую территорию. Им не понравились место и внешний вид скульптур. А вскоре на табличках к бюстам чемпионов нашли больше десяти ошибок.
Кроме того, мэр планирует привести в порядок набережную Тухачевского. В этом году продолжится благоустройство Городского сада. В Парке имени 30-летия ВЛКСМ появится новая детская площадка. Подрядчики зайдут с благоустройством на Аллею братьев Сазоновых в Советском округе и в сквер «Воскресенский» в Центральном.
Ранее NGS55.RU рассказывал, что воплотили в жизнь или только обещали сделать два губернатора Омской области — Александр Бурков и Виталий Хоценко.
Кто из мэров сделал для Омска больше?