На этой неделе омичей шокировало происшествие, которым закончилась самая обычная проверка газового оборудования в типовой малосемейке. По версии следствия, сотрудница «Омскгоргаза» не обесточила газовую плиту с электророзжигом перед тем, как начать работу. Газ воспламенился, затем вспыхнула потолочная плитка, а дальше огонь начал распространяться по всей квартире. В итоге пламя уничтожило всё имущество жильцов. Корреспонденты NGS55.RU побывали на месте происшествия и выяснили детали.
Вдоль улицы Бородина стоят в ряд четыре однотипные малосемейки — на первый взгляд их сложно отличить друг от друга. Но один из домов всё-таки выделяется на фоне других из-за почерневшего от сажи окна на девятом этаже — оно затянуто пленкой. В этой квартире живет семья из пяти человек. Рядовой визит газовщицы обернулся для них пожаром — квартиру буквально сожрал огонь. Не уцелели ни мебель, ни бытовая техника. Даже с посудой пришлось распрощаться. К счастью, 63-летняя хозяйка квартиры и 52-летняя газовщица среагировали быстро и успели выбежать в подъезд. Правда, пенсионерка осталась в одном домашнем халате — ее верхнюю одежду уничтожило пламя.
Возле входа в подъезд — свалка из обгоревшей мебели. Напротив нее стоит карета скорой помощи — кто-то из жильцов дома вызвал на дом врача. Когда мы с фотокорреспондентом Еленой Латыповой входим в подъезд, в голове возникает мысль: уж не из-за запаха гари стало плохо человеку, который набрал 03? Мы заходим в лифт, где на стенках осело плотное дымное амбре. Он везет наверх. Кажется, что секунды тянутся очень медленно — как будто горький воздух растягивает время в пространстве.
Мы приезжаем на девятый этаж, где сталкиваемся с сотрудниками компании-провайдера — они ремонтируют интернет-кабель, который не уцелел после пожара. Потолок на лестничной площадке сплошь черный — видимо, дым вырвался из открытой двери квартиры и закоптил его. Кажется, в подъезде давно не делали ремонт — пожалуй, теперь без него не обойтись. За металлической дверью, от которой по потолку расходится жуткий след копоти, играет песня Натали. Там явно кто-то есть.
Мы стучимся в дверь, и она тут же открывается. На пороге стоит мужчина в резиновых перчатках. Это хозяин квартиры — Владимир. Оказывается, мужчина — профессиональный строитель. Он в одиночку устраняет последствия пожара. Признаётся, что посторонним ремонтникам не доверяет — все работы хочет сделать сам. Владимир не соглашается пускать нас в квартиру, но добавляет, что опасается за чистоту нашей обуви и одежды. На наши попытки его переубедить Владимир отвечает чуть тверже: «Я как хозяин никого пускать не буду». Впрочем, почерневшие от копоти пол, стены хорошо видны и с лестничной площадки. В коридоре стоит несколько бутылок с чистящим средством для дезинфекции — словно только санитарная обработка поможет избавиться от сажи. Но Владимир выглядит неунывающим: он улыбается и философски подмечает, что злиться и ругаться на «Омскгоргаз» смысла нет — только лишние силы потратишь, а они сейчас ему нужны, чтобы привести в порядок свое жилище.
— Вы же понимаете, тут не ядерный взрыв произошел. Просто газ загорелся. Ну да, практически вся квартира сгорела. Всё, что у людей есть, всё сгорело — кухонный гарнитур, стулья, посуда, телевизор. Ущерб мы еще не узнавали (по данным следователей, размер ущерба оценили в миллион рублей. — Прим. ред.). Ну нам тут уже даже не до моральной компенсации, вернуть бы утраченное, — говорит Владимир.
Помимо Владимира, в небольшой двухкомнатной квартире проживают еще четверо человек: его тесть, теща, жена и восьмилетний сын. До полудня 11 января мальчик, его отец и бабушка находились дома. Ближе к 12 часам Владимир начал собирать сына в школу. Вскоре раздался звонок в дверь — пришла с проверкой сотрудница газовой службы, с которой Владимир буквально столкнулся в дверях. Мужчина отвел мальчика на занятия и направился к своему гаражу, чтобы заправить машину. В этот момент ему позвонила встревоженная жена и сообщила, что в их квартире произошел пожар.
— Теща в чем была, в том и выбежала из квартиры. У нее вся одежда сгорела. Когда я вернулся, она была у соседей. Мы с женой и сыном хоть в куртках из дома вышли. Конечно, теща находилась в состоянии шока. И то, что в соцсетях про нее писали, якобы она сама к этой плите полезла, неправда. Она вообще очень боязливый человек, никогда сама ни технику, ни оборудование чинить не станет. Хорошо, что спасатели сработали достаточно быстро — приехали и оперативно потушили. Но в квартире сейчас находиться невозможно, поэтому мы пока у родственников живем. Прихожу к ним, вроде бы на сто раз вымоюсь, а всё равно этот противный запах гари на себе чувствую. Вообще, мы всей семьей уже третью ночь не спим — просто лежим до утра с открытыми глазами, потому что не можем от шока оправиться, — говорит Владимир.
По версии следствия, работница «Омскгоргаза» нарушила правила безопасности. Она меняла кран у газовой плиты, но перед началом работ не обесточила оборудование. В считаные секунды всю кухню охватило пламя. Загорелись потолочная плитка и кухонный гарнитур — огонь уничтожал всё на своем пути. Владимир сотрудницу газовой службы не оправдывает, но и зла на нее не держит.
— Что я тут могу сказать? Конечно, ответственность за свою работу человек должен нести, но всё, что могло произойти, уже произошло. Надо как-то дальше жить, улыбаться. Ну не обозлиться же мне теперь на весь мир. Сидеть, что ли, в уголке и рыдать? Когда ударился — думать уже поздно. Выматерился и дальше пошел. Пока ремонт будем делать. Не бросать же свою квартиру. Мы же не собаки, на улице жить не приучены. А ремонт я сам буду делать — я же строитель. Мне помощники не нужны — это всё равно что помогать чемпиону мира по поеданию гамбургеров слизывать кетчуп с котлеты, — смеется Владимир.
Скрипучая подъездная дверь выпускает нас на улицу — на свежий воздух. Во дворе дома мы встречаем бодрого пенсионера, который греет машину. Мужчина жалуется, что сегодня вся его семья спала под ватными одеялами — в квартире очень холодно. Мужчина считает, что это связано с последствиями пожара.
— У нас дома всегда тепло. Я тут 40 лет живу — не помню, чтобы мы мерзли. Кабы этого взрыва газа, то есть, простите, хлопка не было, мы бы не страдали. Это же как раз под нашим стояком всё произошло. Звонил в управляющую компанию — бесполезно. Ночью включаем обогреватель, а сами боимся, елки-палки, вдруг тоже устроим пожар? — говорит пенсионер.
Отметим, что у управляющей компании «Светлоград», куда корреспондент NGS55.RU позвонила, чтобы выяснить причины отсутствия тепла, предоставившись жильцом дома на Бородина, ответить на вопросы не смогли. В компании дали номер диспетчерской, там были готовы принять заявку, но о причинах ситуации тоже не знали.
Несмотря на то что пожар обошелся без жертв, 52-летняя сотрудница «Омскгоргаза» стала фигуранткой уголовного дела по статье «Проведение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей».