Здоровье истории Жил с бомжами, а сейчас бизнесмен: три истории анонимных алкоголиков с собрания в Омске

Жил с бомжами, а сейчас бизнесмен: три истории анонимных алкоголиков с собрания в Омске

Корреспондент NGS55.RU побывала в сообществе, куда приходят бывшие пьяницы

В сообществе есть свои правила: например, нельзя перебивать говорящего

Журналистам вход запрещен

— Есть среди присутствующих не алкоголики? — этот вопрос я бы услышала одним из первых, если бы пришла на закрытое собрание анонимных алкоголиков. Я понимала, что мои истории про праздные ночи и отдых в злачных местах были бы детским лепетом по сравнению с рассказами тех, кто приходит сюда. Поэтому решила договориться, чтобы попасть на встречу цивилизованно — через председателя окружного комитета обслуживания анонимных алкоголиков в Омске. Сергей объяснил сразу: если кто-то будет против присутствия журналиста, меня не пустят. Конечно, такие люди нашлись. Понять можно — сообщество посещают и руководители крупных фирм, и высокопоставленные лица города. Кому захочется, чтобы об их подноготной узнал представитель СМИ? Поэтому специально для меня после основного собрания организовали еще одно, где остались те, кто не постеснялся, — три члена одной из групп. Ее участники арендуют кабинет в центре иностранных языков. Всего таких групп по городу 11. Собрания проходят ежедневно. На них приходит разное число людей — иногда могут заглянуть всего два, а иногда и все 30.

Честно, перед встречей представляла совершенно иную атмосферу и совершенно других алкоголиков. В голове рисовался образ пьяниц с красными носами, опухшими веками и перегаром — банально, но как есть. Если бы я встретила этих троих на улице, никогда бы в жизни не заподозрила, что в прошлом они могли валяться на остановках, поднимать руку на родных, жить с бомжами или пытаться покончить с собой. Улыбчивые, позитивные, прилично одетые.

Стол, за которым сидит ведущий

В кабинете центра иностранных языков столы расставлены по кругу, посередине место ведущего. Обычно это кто-то из членов группы — старожил. Здесь журнал для записей, клаксон вместо колокольчика для тех, кто заговорился, символ группы в виде игрушечного паровоза. Он был подарен братьями и сестрами из Магнитогорска. Члены сообщества обращаются друг к другу именно так, как родственники.

Пьяные вечеринки, инспекторы ПДН, одиночество

Первой начинает женщина во всём черном. Ей 40. Она кондитер — занимается росписью пряников и зефирной флористикой, делает сладости на заказ и считает себя успешной в этом деле. Но это сейчас. 7 июля будет год, как она находится в трезвости и посещает клуб. Пришла сюда после недельного беспрерывного запоя и капельницы, которую ей поставили медики. Тогда поняла, что, если ничего не предпримет, умрет.

— Меня зовут Надежда, я алкоголик, — начинает омичка. С ней хором здороваются другие. — Я росла в благополучной семье. Училась в школе для одаренных детей, много читала, но мне казалось, что родители меня не любят, хотя это было не так. В 14 лет я познакомилась с алкоголем — он помогал налаживать коммуникации в компании. До этого у меня не было друзей, я всегда чувствовала себя одинокой. На любой из вечеринок напивалась в хлам. Учеба, работа поваром. Праздники были часто — получка зарплаты, дни рождения. Алкоголь был для меня другом. Потом я родила ребенка от первого мужа — в этот период не пила. Как только перестала кормить грудью, через 8 месяцев вышла на работу, тогда мне было 28. Снова начались компании. Тут я стала попадать в различные неприятности: потеря кошельков, телефонов, драки, скандалы. Портился характер. Я стала агрессивной, а потом, протрезвев, удивлялась, как такое возможно, ведь обычно я спокойный и добрый человек. Никогда не связывала такое поведение с алкоголем, а только с обстоятельствами — обвиняла всех и каждого.

Символ одной из групп анонимных алкоголиков

По понятным причинам брак Надежды распался, но вскоре она встретила свою первую любовь и вышла замуж снова, родила второго. Говорит, была очень счастлива, но, как оказалось, это чувство длилось недолго. Медицинское обследование показало, что у первого сына инвалидность. Пришлось уходить с работы, чтобы ухаживать за ним.

— Мне казалось, что мой мир рухнул. А я достаточно талантливый повар. Появилось чувство нереализованности и одиночества. Родители уехали — никто не помогал с детьми, и я начала снова пить, причем довольно сильно. Я начала похмеляться, запои были уже в несколько дней. Очень сильно изменилось ощущение реальности. Я всё видела в негативном свете. Даже мой любимый человек не доставлял мне радости, я всегда его во всём обвиняла. Ко мне приходили инспекторы ПДН и вынесли предупреждение, ведь, будучи трезвой, я исполняла хорошо все материнские обязанности. Через год таких запоев поняла, что нужно что-то делать, что у меня есть проблемы. Я не могла остановиться, хоть и хотела. Хотела сдохнуть от этого всего. Были попытки суицида, — рассказывает Надежда.

Так в интернете она нашла группу анонимных алкоголиков. Говорит, сильно стеснялась делиться своей историей, но из-за теплого приема и поддержки — открылась. Ее здесь поняли.

Новеньким выдают синие книжки

Жил с бомжами

Следующим взял слово 51-летний Игорь. Стильная и яркая одежда, дорогая машина, квартира в центре города. У него небольшой бизнес в сфере строительства. Но это сейчас. 4,5 года он ночевал с бомжами. Мужчина вырос в неблагополучной семье алкоголиков. Первый раз попробовал спиртное в 5 лет. До сих пор помнит эту эйфорию.

— Вечер добрый. Я Игорь, алкоголик. Отец ушел сначала из семьи, потом из жизни. Мать временами за меня пыталась взяться. Рос на улице. Воспитанием занимались все кому не лень, кроме родителей. С 12 лет начал похмеляться. Но в школе учился хорошо. Мне было стыдно, если из-за меня вызвали бы в школу такую мать. В общем, днем был прилежный ученик, занимался спортом, а когда наступала ночь — выходил на улицу с первыми гопстопами.

После техникума ушел в армию, затем служил по контракту — в эти периоды были, как выражается омич, просветы. Позже он получил два высших образования, устроился в крупную компанию, получал хорошую зарплату. Карьера шла в гору. Однако вскоре его захлестнула новая волна пьянства. Сначала неделями, а потом и месяцами он мог находиться в запое. В организации, где работал Игорь, шли навстречу, поскольку с обязанностями он справлялся отлично. Стоит отметить, что мужчина неоднократно проходил процедуры кодирования, но этот способ не работал.

— Первым делом с утра я выпивал водки, чтобы голова работала. Из этого замкнутого круга я не видел выхода. Никак понять не мог, что со мной происходит, у меня было 12 попыток суицида. Меня увезли в психбольницу на Куйбышева, где я прошел курс принудительного лечения. После этого встретил супругу. Это дало мне какой-то стимул — семья, двое детей. Но всё продолжилось очередными запоями. Жена была со мной 28 лет. Нянькалась, выздоравливала меня. Я знал, что она всегда спасет, где бы ни валялся, в каком бы состоянии меня ни привозили — из милиции, больницы, блатхат. Однажды прихожу домой, а она мне пакетик с вещами дает через дверь. Поменяла замки — и «до свидания». Полтора месяца я жил с бомжами. Ночевал на лавке. Тогда октябрь был теплым, но я чувствовал, что зиму не переживу.

Так Игорь решил присоединиться к анонимным алкоголикам. Было страшно, но идти было некуда.

Людям с зависимостью помогают бесплатно

Любил дорогой алкоголь

История 57-летнего Андрея на фоне предыдущих ораторов звучит сравнительно безобидно. Передо мной интеллигентный мужчина в очках, выглядит гораздо моложе своего возраста. Впервые он попробовал алкоголь в 15 лет, а затем в 18 — когда пошел в армию. После службы женился, устроился на высокооплачиваемую работу. Большие деньги позволяли делать дорогие покупки в виде элитного алкоголя. Незаметно для себя подсел.

— Я приходил пьяным на работу. Но прокатывало. Я был ответственным сотрудником — на это сквозь пальцы смотрели. У меня пошли провалы в памяти. Дома начались скандалы, мог поднять руку на жену, но без каких-либо сильных увечий. Была такая ситуация, что я мог потерять квартиру, но чудом обошлось. Алкоголь превратил меня в кусок нервов, неадеквата. Больше недели я не выдерживал без него, начинал психовать, ругаться. У меня была кодировка, 20 месяцев не употреблял, а потом сам раскодировался, — говорит Андрей.

Про сообщество анонимных алкоголиков он услышал по радио 24 с половиной года назад — столько составляет период его трезвой жизни. На протяжении этого времени он приходит сюда с определенной периодичностью, к слову, как и другие участники сообщества, которые завязали.

Страх запить снова

Анонимные алкоголики, все как один, заявляют: боятся сорваться и свернуть с дороги. Еще одна причина приходить сюда — это общение и потребность помогать другим алкоголикам встать на трезвый путь через свои жизненные примеры.

— Когда в группе слышат такую же историю, как у тебя, — включается самоидентификация. Мол, это же моя жизнь, как под копирку. Мы можем общаться на проблемные темы, кого и что волнует. Например, какие-то события кого-то раздражают, человек не понимает, как вести себя в той или иной ситуации. Смысл в том, что никто никому не указывает, как делать, как поступить, но возможность высказаться и быть понятым может спасти от нового запоя. Когда кто-то говорит — его не перебивают, все относятся друг к другу с уважением, — рассказывает председатель окружного комитета обслуживания анонимных алкоголиков Сергей.

Сборы сообщества под Магнитогорском. На встречу приехали около 500 человек со всех регионов России

12 шагов и молитвы

Но просто посещать сообщество анонимных алкоголиков недостаточно. Немало было ситуаций, когда алкоголики приходили на какое-то время, а потом возвращались к привычному образу жизни. Здесь они проходят программу «12 шагов». Она была придумана еще в середине прошлого века. Найти ее можно в интернете, но в одиночку вряд ли получится справиться. Для этого нужен наставник, считают в сообществе. Например, на первом шаге алкоголики признают свое бессилие перед спиртным и то, что потеряли контроль над собой. На второй ступени каждый находит для себя какую-то абстрактную силу, которая помогает вернуть здравые мысли.

— У нас есть основная молитва для всех анонимных алкоголиков, мы обращаемся к высшей силе за трезвостью — каждый воспринимает ее по-своему. Мы не относимся ни к какой конфессии. У нас есть и протестанты, и мусульмане, и православные. Ходит очень много мифов о нас, многие думают, что это секта. Но это не так, — продолжает Сергей.

Шляпа для пожертвований

Алкоголики посещают сообщество бесплатно. Для добровольных взносов у них есть шляпа, которую пускают после беседы по кругу, — туда кладут столько, сколько могут: 100, 50 рублей или ничего. Те, кто пришел недавно, обычно не имеют ни гроша за пазухой. Собранные деньги идут на аренду помещений и покупку сладостей к чаю.

Пришло время прощаться. Анонимные алкоголики поблагодарили меня за то, что пришла. Им бы хотелось, чтобы как можно больше зависимых людей узнали об их собраниях. Может, действительно кому-то поможет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства