В соцсети «ВКонтакте» у проектного офиса омского медуниверситета есть паблик «Услышано ОмГМУ». Там сотрудники вуза отвечают на вопросы студентов и проводят прямые трансляции. Недавно некоторые обучающиеся выразили недовольство тем, что студентов 4-го, 5-го и 6-го курсов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов перевели на дистанционное обучение и отправили «помогать региональному здравоохранению», то есть проходить практику в медучреждениях региона в период четвертой волны пандемии. Руководитель проектного офиса ОмГМУ, проректор по региональному развитию здравоохранения Николай Николаев написал развернутое обращение для студентов вуза, в котором открыто рассказал, почему от них ждут помощи, объяснил свою жесткую позицию по антипрививочникам и сравнил пандемию с войной. Редакция NGS55.RU посчитала, что позиция доктора медицинских наук будет интересна не только медикам, но и широкому кругу читателей, которых волнует тема пандемии.
ПЕРВОЕ
Здравоохранение региона в связи с пандемией критически перегружено. Более 30 медицинских организаций перепрофилировано под оказание помощи больным COVID-19. Рост заболеваемости замедлился, но сохраняется на крайне высоких цифрах. На пределе работают и скорая помощь, и участковые врачи. В этих условиях к нам за помощью обратился глава региона Александр Леонидович Бурков.
Помощь нужна в первую очередь взрослым и детским поликлиникам, и эту помощь Вы — наши студенты — оказать способны.
Мы — педагоги. И мы прекрасно понимаем и видим ту сложность, которую создает переход на дистант для вашей учебы. Но я прошу Вас понять одну простую вещь: COVID — это война. Скажите себе это слово — ВОЙНА — и всё встанет на свои места. Война ломает привычную жизнь. Война смещает акценты и приоритеты. На войне мы все идем на жертвы.
Вы думаете, мы не хотим вас учить? Вы думаете, нам не хочется гордиться Вашими успехами, Вашими победами? Еще как хотим!
Но — идет война.
В прошлом году уже была похожая ситуация. И тоже было обращение к нам региональных властей. И мы вместе с Вами тоже откликнулись. Мы тогда тоже перевели вуз в дистант. Это дало возможность развернуть волонтерство. И те 860 волонтеров 2020 года обеспечили возможность дистанционного обучения остальным 5000 студентов, не решившимся на это. Те ребята обеспечили помощь региону и дали возможность менее решительным учиться хотя бы в дистанте, не перенося семестры и не закрывая вуз. И вспомните — ведь всё было гораздо менее понятно. И не было вакцин!
Всё это время обучение по клиническим дисциплинам было неполноценным, прежде всего — из-за невозможности использовать клинические базы и недопуска к больным. И Вы, и мы прекрасно понимаем, что профессиональный контакт с пациентами необходим будущим врачам. Но мы также вместе должны понять, что в условиях пандемии любые посторонние лица в стационаре повышают риск передачи COVID. И мы с пониманием относимся к тем ограничениям, которые устанавливают стационары. Но Вам нужны пациенты.
Поэтому сегодня было принято компромиссное решение. Студенты выпускных курсов лечебного и педиатрического факультетов на два месяца будут выведены на практическую подготовку в качестве помощников врача. Это значит, что помимо помощи участковой службе, Вы сможете проводить осмотр, пальпацию и аускультацию пациентов, участвовать в назначении обследования и лечения. Вы получите ту реальную практику общения с пациентами, которой были лишены полтора последних года. Та же практика по направлениям будущей работы будет у медико-профилактического факультета.
Студенты 4-го и 5-го курсов этих факультетов переведены в дистант для возможности волонтерской деятельности. Пока этих сил достаточно, все остальные курсы и факультеты продолжат очное обучение.
Все эти решения выверены. Они согласованы и одобрены с нашим учредителем — Министерством здравоохранения Российской Федерации. Любые потуги пытаться сорвать их — обречены на провал.
ВТОРОЕ
Немного о морали и COVID.
Меня особо не задевают панические посты некоторых неуравновешенных читателей паблика. Большинство людей, пишущих «вы лишаете нас качественного образования», отнюдь не стремятся сами учиться. И выход к пациентам воспринимают как каторгу.
Я понимаю лентяев, которым лучше пошуметь, но лишь бы не учиться, и тем более — не брать на себя какую-либо ответственность.
Но меня неприятно изумляет молчание остального большинства. Друзья — вас тут больше 6000 человек. Это не нас, это Ваш паблик поливают грязью без всякой попытки найти диалог. И хамские посты, хотя и получают лишь горстки лайков, почти не получают главного — ответов от тех, кто думает иначе, ни как лодырь и скандалист, а как врач.
Идет война.
Когда в 40-е прошлого века на Отечественной войне наш вуз выпускал один, второй, третий выпуск досрочно, когда уходили на фронт с 4-го курса — уверен, никто не ныл на тему «кого вы из нас делаете». И из большинства тех людей, кто пережил войну, выросли прекрасные врачи, а некоторые — и наши Учителя.
Когда некоторые из Вас сегодня скулят, что они будут недоучками — они сами делают их из себя. И они будут недоучками, даже если им создать все условия. Людям с ущербной душой нет места в сострадательной медицине.
И я совершенно уверен, что среди нас не должно быть места для антивакцинаторов и фальсификаторов.
Я считаю, что любой преподаватель медицинского вуза, выступающий против вакцинации от COVID, должен быть лишен права на педагогическую деятельность в медицине.
Я считаю, что любой врач-антивакцинатор должен быть необратимо лишен диплома врача и изгнан из профессии.
Я считаю, что любой врач или преподаватель, изготовляющий или приобретающий фальшивку о вакцинации, должен быть отдан под суд.
Я считаю, что любой студент медицинского вуза, выступающий против вакцинации, либо фальсифицирующий сведения об этом, должен быть отчислен.
Поясню свой «радикализм». Человек имеет право сомневаться и заблуждаться. Но если человек, обладающий медицинскими знаниями, выступает против вакцинации от COVID, значит он не владеет профессиональными знаниями в области биологии, иммунологии, вирусологии, инфекционных болезней. Невеждам не место ни в медицине, ни в педагогике.
Поэтому паблик и дальше будет призывать Вас вакцинироваться, и разоблачать антиваксеров.
ТРЕТЬЕ
Нападки на паблик, обострившиеся в последние дни, это истерика, мы это понимаем. Но и истерики бывают программируемы.
Когда анонимы плюют в паблик — это плевки в ту сотню спикеров, которые за эти неполных полтора года ответили почти на семь тысяч ваших вопросов. Отвечают мои коллеги, кстати, только из чувства долга и для помощи Вам.
И когда Вы молчите, я возьму на себя роль санитара (благо, опыт такой работы у меня тоже есть).
Моим решением в паблике с сегодняшнего для вводится временная модерация всех обращений хамского или оскорбительного характера.
Все, кто лайкнул хамский пост о нашем безразличии, будут бессрочно забанены — это забота об этих людях, которые считают что в «Услышано» хуже, чем без него. Мы даем им свободу.
Дискуссии по любым конструктивным вопросам будут продолжены.
Как вы считаете, должны ли студенты медицинского университета помогать в борьбе с COVID-19?