В конце марта на Омскую область неожиданно, как и пандемия коронавируса, обрушился федеральный миллиард рублей. Деньги были целевые — тратить их Москва разрешила только на перепрофилирование больниц в ковидные стационары: создание дополнительных мест и оснащение их специализированным оборудованием. Зато благодаря тому, что пандемия коронавируса была признана форс-мажором, тратить их можно было без торгов и ограничений по сумме закупки, то есть заключать многомиллионные контракты на поставку медицинской техники с единственным поставщиком. На что же региональный Минздрав пустил эти деньги, у кого закупалось дорогостоящее оборудование и какие больницы его получили?
Эффект гречки
По данным портала госзакупок, всего в Омской области с 1 апреля было заключено 111 контрактов с единственным поставщиком на поставку медицинского оборудования для ковидных стационаров. Их сумма превысила 1,25 миллиарда рублей. Добавим, что в середине апреля на развертывание инфекционных коек пришел второй транш из федерального бюджета в размере 212 миллионов рублей, так что из регионального доплачивать не пришлось.
То, как профильное министерство тратило эти деньги, больше напоминало «гречневую» истерию. В середине марта, когда в регионе был введен режим повышенной готовности к пандемии коронавируса, омичи без разбора начали скупать крупы, консервы и туалетную бумагу. Областной Минздрав в апреле делал то же самое, только с аппаратами искусственной вентиляции легких, концентраторами кислорода, компьютерными томографами, рентгенами, инфузионными насосами и т. п. Если не желанием урвать хоть какое-то оборудование, то чем еще можно объяснить тот факт, что ведомство, похоже, даже не пыталось сэкономить бюджетные деньги и подписывало контракт на условиях, выгодных скорее поставщику. Например, предоставляло максимально большой аванс, не предъявляя технических требований к оборудованию, и соглашалось на перенос срока поставки и сокращение гарантийного срока. В результате быстрые закупки обернулись долгими поставками.
Так было с ООО «НикМед», которое 8 апреля 2020 года получило всего один контракт, зато какой — на 565,6 миллиона рублей, что составляет 45% от общей суммы потраченных с апреля по декабрь денег. Компания с бурятским ИНН и юридическим адресом в Санкт-Петербурге с большим отрывом от конкурентов заняла первое место в топ-10 поставщиков оборудования для ковидных стационаров. «НикМед» обязался поставить и смонтировать до 30 июня и взять на двухлетнюю гарантию 989 единиц оборудования: по 300 пульсоксиметров и шприцевых насосов, 107 аппаратов ИВЛ, 99 систем газоснабжения, 4 рентген-аппарата, 1 компьютерный томограф, 3 аппарата УЗИ, 136 мониторов пациента, 10 бронхоскопов, 9 анализаторов газов крови и 8 наркозно-дыхательных аппаратов.
По состоянию на 7 декабря, свои обязательства компания выполнила на 85%. Фактически отгрузки начались только в октябре. Похоже, цель этой и других закупок была не получить оборудование как можно быстрее, а просто забронировать его за омским Минздравом, чтобы дефицитные аппараты ИВЛ, КТ и пульсоксиметры не ушли в другой регион. «НикМед» же за один день получил треть прошлогодней выручки и больше крупных договоров с апреля ни с кем не заключал. Кстати, это первый и единственный контракт «НикМеда» в Омской области. В основном компания, которая принадлежит Константину Гусевскому, обеспечивает оборудованием бурятские больницы, в том числе в качестве спонсорской помощи.
Задержка дыхания
Дольше всего в Омскую область шли аппараты ИВЛ. Кроме «НикМеда», который, напомним, должен был к июлю привезти 107 аппаратов, а привез, начиная с ноября, всего 90, неожиданно подвел государственный «Концерн Радиоэлектронные технологии». С ним 10 апреля был заключен контракт на поставку в течение пяти месяцев 50 аппаратов ИВЛ марки «Авента-М» на сумму 93,1 миллиона рублей. Это еще быстро, учитывая, что корпорация, которая не была готова к таким объемам производства, параллельно взялась изготовить 6711 аппаратов ИВЛ для Минпромторга. Их тоже планировалось распределить в течение года между регионами. Однако 9 мая в больнице Москвы, где использовалось это оборудование, произошел пожар, в котором погиб один пациент. Через три дня огонь унес жизни еще пяти человек, подключенных к российским аппаратам ИВЛ, но уже в госпитале Санкт-Петербурга. Предположительно, ЧП произошло из-за неисправного оборудования, но эта версия не подтвердилась, и поставки аппаратов ИВЛ «Авента-М» возобновились. Омская область получила их только в октябре и выставила производителю претензию об оплате неустойки за просрочку исполнения контракта. АО «КРЭТ» в топ-10 поставщиков ковидного оборудования для Омской области занимает четвертое место.
Почти на три месяца задержала поставку 50 аппаратов ИВЛ московская компания «ДМ-Групп», подконтрольная самарскому миллиардеру Михаилу Баскину. С учетом исполненного в срок контракта еще на пять единиц техники в десятке фирм, которые вольно или невольно озолотил омский Минздрав, у нее второе место. За 55 аппаратов ИВЛ «ДМ-Групп» получит 125,7 миллиона рублей. Как и «НикМед», «ДМ-Групп» до пандемии в Омскую область ничего не поставляла, а теперь Омская область входит в пятерку их крупнейших заказчиков. Всего регион с апреля закупил 272 аппарата ИВЛ на общую сумму 629,4 миллиона рублей. Это половина всех денег, выделенных на оборудование ковидных стационаров. На начало декабря, по словам губернатора Александра Буркова, в регионе было 814 аппаратов ИВЛ.
По старой дружбе
Столичная компания «УникХелз», которая последние два года не поставляла медицинское оборудование по госконтрактам дальше Санкт-Петербурга, заключила сразу семь контрактов с Минздравом Омской области на сумму 114,5 миллиона рублей. Она быстро, насколько это возможно в условиях пандемии, привезла 3 рентген-аппарата, 100 прикроватных мониторов, 70 концентраторов кислорода, 90 медицинских отсосов, 25 инфузоматов и 4 наркозно-дыхательных аппарата. Быстро, но дорого. «Коммерческие вести» подсчитали, что чиновники только на аспираторах могли переплатить более 11 миллионов рублей. А «УникХелз» заняла третье место в топ-10 крупнейших поставщиков медтехники за ковидные деньги в Омской области.
Еще один новичок на омском рынке госзаказа — ООО «НьюМедТех», дочерняя компания венгерского холдинга New Medical Technologies Kft. Она заняла только шестое место в рейтинге поставщиков с пятью контрактами на сумму 71,7 миллиона рублей и до этого в Омской области также не работала, но имеет хорошие шансы закрепиться здесь надолго. Основные клиенты холдинга, выяснило издание «Проект», связаны с российским миллиардером Виктором Харитониным. Как председатель совета директоров группы компаний «МедИнвестГрупп» в прошлом году он подписал с Омской областью соглашение о создании центра ядерной медицины. В «МИГе» еще недавно работал новый руководитель «Дирекции здравоохранения Омской области» Виктор Бабиков. Совпадение или нет, но с этим казенным учреждением «НьюМедТех» заключил за время пандемии даже в три раза больше контрактов, чем с Минздравом, но уже по результатам торгов.
Из омских компаний на пандемии удалось относительно хорошо заработать ООО «ОМС» братьев Обгольц. Фирма как единственный поставщик получила 18 контрактов на сумму 30,8 миллиона рублей. Оборудование поступит не только в городские, но и в районные больницы, где также начали оборудовать ковидные койки. В целом в Омске осталось меньше 6% от 1,25 миллиарда рублей — всего 73,4 миллиона рублей.
Жить можно
В Омске больных с коронавирусом лечат в 18 больницах, 3 из них — городская больница № 7, госпиталь для ветеранов войн и роддом № 5 — имеют статус базы долечивания. Туда переводят стабильных пациентов, которые идут на поправку. Как и в ковидных стационарах, там есть реанимация, кислородные точки и лекарства, но расходы на их переоборудование были минимальными — суммарно 4,1 миллиона рублей. Для учреждений закупали только кислородные концентраторы и пульсоксиметры.
Каждый шестой рубль из 1,25 миллиарда потратили на БСМП № 2. По данным портала госзакупок, больница получит 392 единицы оборудования на сумму 208,8 миллиона рублей: рентген-аппарат, 35 аппаратов ИВЛ, 36 мониторов пациента и столько же пульсоксиметров, 32 концентратора кислорода, 8 аспираторов, 61 систему газоснабжения, 30 рециркуляторов, 2 анализатора газов крови, 5 наркозно-дыхательных аппаратов, 92 увлажнителя кислорода, 47 инфузоматов, по 2 электрокардиографа, бронхоскопа и фармацевтических холодильника, а также компьютерный томограф.
— Федеральных денег много пришло, под ковид пришло много денег. Оборудования много купили. В прошлом году под нацпроекты давали. Так что ничего, жить можно. По оборудованию прям хорошо, — рассказал главврач БСМП № 2 и бывший первый замминистра здравоохранения Омской области Олег Попов в интервью Антону Красовскому для сериала «Эпидемия».
Оборудование на 189,3 миллиона рублей закуплено для городской больницы № 11, которой руководит Анна Лисичкина. Летом она также возглавляла ковидную горбольницу № 17, на которую выделили почти 34 миллиона рублей. В тройку самых обеспеченных оборудованием за время пандемии больниц вошла МСЧ № 4. Закупка 385 единиц медтехники обошлась бюджету в 175,8 миллиона рублей. Для КМХЦ приобрели 179 единиц техники на сумму 144,2 миллиона рублей. Больше всего — не по сумме, а по количеству — досталось оборудования Областной клинической больнице — 419 единиц. Только аппаратов ИВЛ туда передали 38 штук. Общая стоимость медтехники составила 136,6 миллиона рублей.
С ноября ковидные отделения начали открываться в районных больницах. Уже принимают пациентов ЦРБ в Исилькуле, Таре, Тюкалинске, Большеречье, на очереди Любинский, Азово, Полтавка, Называевск и Черлак. На все 9 учреждений пока потратили 14 миллионов рублей. Всего в регионе под лечение больных с коронавирусом оборудовали 3660 коек. В том числе 100 пациентов готов принять новый военный госпиталь на улице Гусарова, который построили с нуля за полтора месяца. Федеральную больницу сдавали под ключ — с аппаратами ИВЛ, томографом и другим диагностическим и реанимационным оборудованием. Его закупали по другой программе. На 16 госпиталей по всей стране из бюджета выделили 8,8 миллиарда рублей.
В том, насколько рационально регион потратил ковидные деньги, судя по всему, уже разбираются силовики — после отставки министра здравоохранения Омской области Ирины Солдатовой прошли выемки документов как в самом в ведомстве, так и в подведомственном учреждении, отвечающем за госзакупки. Но Александр Бурков не жалеет, что переманил столичную чиновницу в регион.
— Она закрыла очень много вопросов на старте пандемии, когда не было ни лекарств, ни ИВЛ, ничего, — заявил губернатор Антону Красовскому.