Сегодня, 5 ноября, губернатор Омской области Александр Бурков отправил в отставку министра здравоохранения региона Ирину Солдатову. Она занимала эту должность семь месяцев — все они выпали на борьбу с коронавирусом. Первый тяжелый больной COVID-19 в Омске пришелся уже на период нового министра. Сняли же Ирину Солдатову после ЧП со скорыми и последующих проверок прокуратуры, следкома и федерального Минздрава. Мы решили вспомнить хронологию работы бывшей чиновницы.
Чиновницу назначили 2 апреля. Её предшественник Дмитрий Вьюшков покинул свой пост из-за слабой подготовки региона к борьбе с коронавирусом. Бурков отметил, что у Ирины Солдатовой богатый опыт работы в сфере медицины, в том числе и на руководящих постах. До Омска она работала замминистра здравоохранения Московской области. Профиль Ирины Солдатовой — неонатология. У нее есть степень профессора.
— Первое, что нужно сделать, — конечно же, борьба с коронавирусной инфекцией. Максимально не допустить распространения этой инфекции среди населения. Но это можно сделать только совместными усилиями. Я буду прилагать все усилия, чтобы команда врачей, главных врачей и Минздрава работала как часы, — пообещала Ирина Солдатова.
После назначения министр в первую очередь отметила проблему с медицинскими масками в регионе и пообещала стимулирующие выплаты медикам. Солдатова предполагала два сценария развития пандемии в Омске и допускала, что при пессимистичном варианте критический пик придется на конец апреля.
До настоящего пика в конце апреля было очень далеко, но в этот момент в Минздраве начался пик отставок и назначений. Немногим более чем за месяц были уволены три замминистра — Ольга Богданова, Александр Павловских и Людмила Шукиль. Как поясняла сама Солдатова, у них «не было времени на раскачку». Кроме того, свои посты покинули целый ряд главврачей: Евгений Матвеев из инфекционной больницы Далматова, Георгий Соболев из ГБ-1 Кабанова, Сергей Николаев из Омского перинатального центра, Галина Степанова из Омской гинекологической больницы, Дмитрий Ларькин из ГБ-9, Сергей Трифонов из ГБ-3, Александр Ванюков из детской туберкулезной больницы и Владимир Фирстов из кардиодиспансера.
Новыми заместителями стали Георгий Бутаев, который ранее работал в столичном Росздравнадзоре, и Анастасия Малова, с которой Ирина Солдатова работала в подмосковном Минздраве. Последняя тогда руководила управлением организации медицинской помощи матерям и детям, а Малова была её заместителем.
«Даже когда меняется президент, в отставку уходит всё правительство. В министерстве всё то же самое»
— У всех заместителей министра, которые работали до меня, автоматически истек контракт, и мы с ними прекратили отношения. Вообще я всего три человека из Москвы пригласила для работы в регионе. Всего три, а не массовое насилие и приезд других людей, — комментировала кадровые изменения чиновница.
В то же время закончилось переоборудование роддома № 4 под прием беременных женщин с коронавирусом, достраивался военный ковидный госпиталь, информация о котором активно подавалась Минздравом. Потом, правда, в министерстве начали комментировать, что не имеют к госпиталю никакого отношения. Так или иначе, с инфекцией работал и ряд других учреждений. Стоит отметить, что к июлю во многие больницы начали поставлять новое оборудование. Финансирование системы здравоохранения увеличилось. Согласно Омскстату, выросли и средние зарплаты медперсонала. Проблемы с медицинскими масками в аптеках и с СИЗами для врачей потихоньку сошли на нет.
Во время визитов в омские и особенно сельские больницы Ирина Солдатова возмущалась плесени на стенах, текущим крышам и удивлялась оснащению.
— В районных больницах практически нет современного оборудования. Но я надеюсь, что профессиональные медики смогут работать с любым оборудованием и в любых условиях, — заявляла министр.
В тоже время в Омск начали доставлять больных из Якутии. Солдатова в ответ на критику просила «полюбить и пожалеть» их. Что касается критики, чиновницу ругали всё чаще и чаще. В августе негатив выльется в петицию за отставку Солдатовой, которая к сегодняшнему дню собрала шесть с половиной тысяч подписей.
Омичи негативно реагировали на неоднократные заявления о том, что места в стационарах есть и что каждая очередь на томографию — последняя. Осуждение вызвал и прыжок с парашютом в День города (он же день ВДВ). Поступок не поняли в тот момент, когда десятки скорых с коронавирусными больными всё-таки простаивали в очередях на КТ, в стационарах уже наметился устойчивый дефицит мест, а терапевты из поликлиник не успевали обходить вызовы.
«Негатива много, и, наверное, потому что я — не уроженец Омской области»
— Это, видимо, основная причина, по которой меня так тяжело воспринимают. Но хочу сказать: я со многими переписываюсь в директе (личные сообщения в соцсетях. — Прим. ред.), общаюсь, многим помогаю. И когда люди узнают меня лучше, они понимают, что я — такой же живой человек, я нацелена на оказание помощи. Я доктор в первую очередь, и уже потом чиновник, — рассказывала сама Ирина Солдатова в интервью 12-му каналу.
Также в августе произошел и инцидент с политиком Алексеем Навальным. В Омске совершил экстренную посадку самолет, на котором он летел в Москву. Политику стало плохо, и его госпитализировали, но так получилось, что Ирина Солдатова в этом случае оказалась «за кадром».
Ирина Солдатова неоднократно заявляла об эффективной экстренной и неотложной помощи. Говорила о том, что скорая — не такси, предостерегала от самолечения, однако с тем, что происходило в медицине, это не всегда вязалось. Особенно ситуация обострилась осенью, с приходом «второй волны» пандемии. Проблемы часто решались точечно, а не системно. В результате 26 и 27 октября три бригады скорых привезли тяжелых больных пневмонией к зданиям областного правительства и Минздрава из-за отсутствия мест в стационарах. Койки сразу нашлись. Первый случай избежал огласки, но во второй раз на месте оказался главный редактор NGS55.RU. После прямого эфира с места событий прокуратура, следком и Минздрав начали проверки в регионе.
По предварительным итогам, критическая ситуация сложилась из-за несогласованности между звеньями здравоохранения. Сегодня проблем с госпитализацией уже нет — как, впрочем, никогда и не было, согласно заявлениям Ирины Солдатовой и пресс-службы регионального Минздрава.
За день до отставки, в День народного единства, министр в своем инстаграме призвала отказаться от провокаций и перестать подливать масло в огонь.
— Давайте перестанем искать виноватых, ругать врачей, говорить, что всё только плохо, подливать масла в огонь и устраивать провокации! Как дальше будут развиваться события, зависит только от нас! Давайте слышать друг друга, быть терпеливыми, с пониманием относиться к сложившейся ситуации и беречь близких, — написала министр.
На следующий день Александр Бурков тоже опубликовал в своем инстаграме сообщение. Губернатор заявил, что по итогам анализа состояния региональной системы здравоохранения и проверки Росздравнадзором инцидента со скорыми отправляет Солдатову в отставку. Уже завтра мы узнаем, кто придет на особенно непростое из-за пандемии коронавируса место.