Коронавирус продолжает своё шествие по планете. Уже более чем у 140 тысяч людей по всему миру диагностировали эту инфекцию, более пяти тысяч из них умерли. Страны закрывают границы друг от друга, люди, попавшие в группу риска, вынуждены по несколько недель сидеть дома. Повсеместно отменяются массовые мероприятия, приостанавливаются или переносятся спортивные соревнования. Только в Омске на данный момент 184 человека находятся на домашнем карантине.
На фоне этой обстановки корреспонденты NGS55.RU побывали на «Китайском рынке» и поговорили с местными торговцами о влиянии, которое оказывает эпидемия на их работу.
В поисках продавцов из Китая мы по старой памяти направились на вещевой рынок, который располагается напротив «Торгового города». Две женщины, разговаривающие на родном, непонятном нам языке, обнадёжили, что мы пришли по адресу.
— Мы уже года два-три домой совсем не ездим. Вот там, через дорогу, китайский рынок, у них, может, проблемы, а мы никуда не ездим, у нас нет проблем, — объяснила как смогла вьетнамка Оля.
Её сосед Толян возит свой товар из Бишкека и сейчас больше всего волнуется из-за того, что могут закрыть границу с Казахстаном. Если это произойдёт, тогда и те поставки товара, который сейчас идёт с перебоями, совсем прекратятся. Также мужчину очень расстраивает то, что последний месяц почти нет покупателей.
— Раньше в это время было нормально, а сейчас никого нет. Торговли нет по многим причинам: из-за коронавируса — раз, во-вторых, товар не приходит, в-третьих, денег нет у людей и всё.
И действительно, покупателей на рынке почти нет. А некоторые участки выглядят совсем пустынно.
— В январе нормально было, а в феврале как хайп [по коронавирусу] начался конкретный — людей не стало. Это Сибирь, это холод, умирает этот вирус, нету тут такого вируса. Может, это всё бизнес? Америка подкинула Китаю и всё. Доллар теперь до июня будет прыгать, рубль конкретно обвалился. Китай сказал, к июню будет готов антивирус, после этого всё по-другому станет. Хотя уже сейчас Китай снимает маски, передаёт их Италии, — рассмеялся Толя. — Вообще, здесь с Бишкека мало кто возит. Как у других, спросите там дальше у оптовиков из Китая.
Мы побрели безлюдными обледенелыми рядами искать оптовиков-китайцев.
— А где здесь оптовики? Мы делаем материал про влияние коронавируса на торговлю. Нам сказали, что они подробнее расскажут, — обратились мы к одному из продавцов.
— Что они расскажут? Они не понимают по-русски, — ответил деловой мужчина, не захотевший представляться. — Я работаю с китайцами. Последние китайцы в январе приехали, карантин прошли, и всё нормально. Новые не приезжают, города в Китае закрыты, их с городов не выпускают. Кто не успел выехать, тот остался там. Но сейчас потихоньку у них на улучшение всё пошло, уже людей вылечивают, всё нормально. Сейчас ещё месяц потерпим, и, думаю, всё нормально будет. Мне кажется, это всё телевидение — оно разводит панику.
По словам мужчины, все его знакомые китайцы, приехавшие в январе, по две недели и более пролежали в больнице на карантине.
— Их никуда не выпускали, они там питались, их проверяли. Две недели проходило — всё нормально, их отпускали.
А вот с поставками товара из Китая такие же проблемы, как и из Киргизии.
— Нового товара мало. Летнего товара может вообще не будет. Границы все закрыты, фуры с товаром стоят. Кто-то успел привезти в январе летний товар, а кто не успел, на границе стоит. Но ещё месяц-два есть, если границы откроют, они приедут, — с надеждой на лучшее сказал мужчина.
По его мнению, скоро границы должны открыть, потому что в Китае ситуация с вирусом налаживается, снова начинают работать фабрики, делают возможным выезд из городов.
На вопрос о масках у покупателей мужчина ответил, что в феврале, когда началась шумиха, многие ходили в них, а сейчас он уже очень редко видит людей с этим защитным средством. Его соседка, продавщица из Киргизии, как оказалось, надела маску не для защиты от вируса, а чисто из косметических целей — она пришла на работу после посещения зубного врача.
— Всё хорошо, никто не болеет. Только товар давным-давно не получаем. Остатки распродаём, — рассказала улыбающаяся из-под маски девушка.
Чтобы найти китайцев и всё-таки узнать об их отношении к коронавирусу, мы пошли туда, куда нас все активно отправляли — в крытый китайский рынок с эмблемой «Первого канала» на фасаде.
Однако здесь нас встретили менее гостеприимно. Висящий в воздухе китайский гомон прекратился, лишь прозвучало слово «коронавирус».
Русская женщина объяснила, что на тему коронавируса с китайцами поговорить не получится.
— Никто не даст интервью, боятся. Нас уже замучили — вторую неделю ходят, на днях с камерой приходили, снимали, — рассказала она.
— Да тут все работают, как и раньше. Китайцы, больше половины, никуда не ездят, у многих гражданство, документы, а те, кто приехал после 25 января, отсидели на карантине. Они не то что бы боятся, просто плохо понимают по-русски, а если и понимают, то разговор им неинтересен, делают вид, что не понимают, — подхватила вторая женщина.
Перебоев с товаром здесь никаких нет: китайцы, со слов женщины, «продуманные» — летние вещи начали завозить ещё с декабря. Да и особого изменения количества покупателей женщины не отмечают.
— Поначалу люди боялись немного, а сейчас как ходили, так и ходят. В основном шутки, юмор про коронавирус, а так нет проблем. Они тут меры сами принимали, хлоркой всё мыли, проветривали. Вообще в Китае сейчас ноль заболевших, в больницах нет людей. Сегодня новости вот смотрели китайские.
И действительно — посередине рынка размещён огромный телевизор, на котором показывают китайские каналы. Так что здесь все последние новости, касающиеся коронавируса, узнают из первых уст.
.