
Дом «Саламандры» построили в 1914 году
Дом страхового общества «Саламандра», что находится в центре Омска, чем-то напоминает фасады зданий в Санкт-Петербурге. Всё благодаря арочным галереям, узорчатым карнизам и замкнутому двору-колодцу. Сейчас со стороны улицы Карла Либкнехта там находится поликлиника, а со стороны улицы Музейной — центр «Эрмитаж-Сибирь». За 100 лет своей истории дом «Саламандры» пережил несколько реставраций и серьезную перепланировку, а построили его и вовсе на месте древних могил.
О призраках прошлого, которые прячутся в этих стенах, рассказывает корреспондент NGS55.RU Екатерина Шрайнер вместе с краеведом Игорем Коноваловым.
Мощно и нерушимо
На дворе 1912 год, одно из крупнейших страховых обществ Российской империи того времени покупает в центре Омска земельный участок. Он был не самым удобным из-за перепадов рельефа, но строительству это не помешало. Уже через два года на этом месте выросло огромное здание в неоклассическом стиле — дом или, как сказали бы сейчас, офис организации со звучным названием «Саламандра».

Фасад дома «Саламандры» со стороны улицы Гасфорта (современной Карла Либкнехта). 1914–1915 год
Каменная штукатурка, высокие этажи, большие окна, просторные кабинеты и залы — всё масштабно, монументально и прочно. А по-другому и быть не могло. Здание, как говорит Игорь Коновалов, соответствует эстетике неоклассицизма, которая проповедовала нерушимость капитала:
— Неоклассицизм — это стиль крупного капитала, причем общероссийского или даже международного масштаба. Начало ХХ века отметилось бурными историческими событиями, которые отразились в архитектуре. Неоклассицизм исповедовал идею, что всё давно изобретено и познано, идеалы красоты постигнуты, а значит, не нужно ничего менять. Точно так же не нужны и социальные потрясения. Всё должно быть незыблемо, стабильно, нерушимо и мощно. Ну а развитие должно идти на основе крупного капитала. Поэтому и архитектура монументальная, несколько тяжеловесная, но при этом изящная в деталях.
Как отмечает историк, многие здания в неоклассическом стиле строились в период нестабильности — годы Первой мировой войны. В этом, по его словам, отразилось желание капиталистов сохранить позиции в обществе:
— Идет война, обстановка в обществе очень нестабильная, появляются революционные течения. Капиталу этого, конечно, не хочется. Капиталисты подсознательно хотели ощущать свою нерушимость. Они как бы говорили: «Мы пришли на века и готовы обеспечить вам стабильность, не нужно никаких потрясений».
Горит, но не сгорает
Общество «Саламандра» основали еще в 1846 году и с тех пор оно постепенно разрасталось, открывая всё новые и новые филиалы в разных городах. У него даже был собственный штат архитекторов. Всё для того, чтобы здания в разных городах строились в едином стиле и подчеркивали высокий статус организации. Омский дом «Саламандры» спроектировал Николай Веревкин, а его «братьев» в Москве и Санкт-Петербурге — Виктор Величкин и Мариан Перетяткович.

Эмблема общества сохранилась до наших дней
Получить страховку здесь давно уже нельзя, но на фасаде и сейчас можно разглядеть изображение ящерицы — эмблемы общества. Это и есть саламандра, которая, если верить мифам, не сгорает в огне и может тушить пламя благодаря необыкновенно холодной коже. Образ символичный, потому что страховали в «Саламандре» в первую очередь от пожаров. Есть, кстати, и другая трактовка этого символа. Ящерицы в момент опасности могут сбросить хвост, а затем отрастить новый, точно так же те, кто застраховал имущество в «Саламандре», смогут восстановить его, если будет нужно.

Рекламный плакат общества

Застрахованные здания обозначали с помощью таких табличек
На каждом застрахованном здании крепили специальную медную табличку. Это считалось престижным и почетным, потому что позволить себе купить страховку могли только по-настоящему обеспеченные люди.
Следственный комитет, ЗАГС или музей?

В доме «Саламандры» хотели допрашивать подследственных
В нашем городе «Саламандра» проработала недолго — в 1914 году общество открылось для омичей, желающих получить страховку, а уже в 1917-м прекратило деятельность в России. Большую роль в этом, конечно, сыграла революция. И все-таки от «Саламандры» Омск получил неплохое наследство в виде большого красивого здания. В 1918–1919 гг. в нем работала гимназия, а затем — больница. В те времена историческая планировка сохранялась — кабинеты страхового общества просто приспособили под больничные палаты. Кардинальные перемены произошли во время последней реставрации в 2015 году. Тогда в половине здания решили организовать «Эрмитаж-Сибирь» (вторая половина на тот момент уже была занята поликлиникой) и небольшие комнатки переделали в просторные выставочные залы.

Вход в городскую поликлинику № 1
К слову, музея, к которому горожане успели привыкнуть, в доме «Саламандры» могло и не быть. Во время реконструкции были разные идеи о том, что можно разместить в этом здании:
— Первым вариантом был Следственный комитет, то есть в «Саламандре» хотели допрашивать подследственных. Правда, потом были вынуждены отказаться от этой идеи из соображений безопасности — когда подследственного завозят во двор, нужно, чтобы ему некуда было бежать и чтобы он ничего не мог натворить. В «Саламандре» это никак бы не получилось. Потом решили разместить там ЗАГС, но и это было неудобно. Зал бракосочетаний был бы на третьем этаже, т. е. всем нужно было бы ходить по лестнице. Одни из зала выходят, другие туда заходят, толпятся — теряется торжественность момента, — рассказал Игорь Коновалов.

Дом «Саламандры» во время реконструкции
Древний могильник
Немногие из тех, кто заходил в омскую поликлинику № 1, бывал в сибирском филиале Эрмитажа или просто проходил мимо этого здания, задумывались, насколько древняя земля, на которой оно стоит. А между тем тысячелетия назад здесь жили люди. Омская «Саламандра» буквально построена на костях. Во время реконструкции строители разрыли траншею теплотрассы и среди труб обнаружили захоронения бронзового века. Подобные находки, кстати, были сделаны и в начале ХХ века, когда дом страхового общества только начали возводить. Тогда откопали бронзовый нож, бляху, наконечник стрелы и пять человеческих черепов.
— Когда-то нынешние Омь и Иртыш были намного шире, чем сейчас, но при этом мельче. Через тысячелетия они прорыли себе русла в пределах старой речной долины, однако оно уже более узкое и более глубокое. Отсюда и перепады в уровне почвы. Это граница исторического берега, который существовал еще в глубокой древности. На этом высоком берегу всегда селились люди, — объяснил Игорь Коновалов.

Воин сжимает в руке кинжал
Еще одно захоронение нашли в июле 2017-го. В могиле лежал практически полностью сохранившийся скелет. В одной руке он сжимал нож, в другой — кинжал, а рядом с ним лежал боевой топор. Специалисты тогда решили, что на этом месте похоронили воина или представителя знати — даже после смерти он лежал так, будто готовился к схватке с врагом.
— Идеальное состояние могилы стало для нас приятной неожиданностью. Мы обнаружили большое количество хорошо сохранившихся предметов: оружия, украшений, других предметов из бронзы. Как можно судить, они относятся к переходному времени от бронзового века к железному. Если говорить об «абсолютных» датах, это 27–29 столетий назад — рассказывал об этом археолог Максим Грачев.
Если вы интересуетесь историей родного города, можете почитать другие статьи из рубрики «Исторический ОмскЪ». Мы уже рассказывали о том, как в начале прошлого столетия на Любинском проспекте открылся огромный магазин, а также о непростом строительстве пожарной каланчи.