Любинский проспект радует глаз и омича, и гостя. Особенно уютно здесь стало после недавнего благоустройства за два миллиарда газпромовских рублей. Но стоит свернуть на улицу Бударина, как картинка становится не такой радостной. Заросший мусором котлован со сваями под торговый центр «Летур», стихийная парковка на месте снесённого торгово-офисного самостроя Андрея Парадеева и другие «достопримечательности». Вид, недостойный и окраины города-миллионника, не то что его центра. Разбираемся, кому принадлежит самая дорогая земля в Омске и почему она оказалась фактически заброшена.
У улицы Бударина плохая наследственность. В начале XIX века Мокринский форштадт, по территории которого проходила тогда ещё улица Яцкинская, считался одной из самых неблагоустроенных частей города. Строительство на оборонной полосе Омской крепости было запрещено, поэтому здесь раскинулись сенной и дровяной рынки и селились в основном солдаты и мещане. К тому же район, расположенный в низине, постоянно затапливало, говорится в «Энциклопедии города Омска».
После Октябрьской революции Яцкинскую переименовали в Союзную, но не в честь государства, а в честь потребительской кооперации, главным архитектурным символом которой стало здание Облпотребсоюза на улице Щербанёва. Сейчас его перестраивают под четырёхзвёздочную гостиницу. В первой половине XX века на Союзной работали несколько крупных производств: пивоваренный завод Степана Чистякова, булочно-кондитерский комбинат, кожгалантерейная фабрика.
Пивзавод снесли при строительстве Комсомольского моста, кожгалантерейную фабрику — при строительстве «Летура» (о его печальной судьбе мы писали в конце августа), последним в 2014 году пал бывший цех хлебозавода, и пока на его месте не выросло ничего, кроме травы и кустарника. Согласно выписке из Росреестра, сейчас один земельный участок площадью 3052 кв. м принадлежит ООО «Кратос-Трейд», другим площадью 425 кв. м с 2020 года владеет Станислав Коробкин.
В 1944 году улицу снова переименовали — в улицу Бударина. Как отмечает историк, краевед Алексей Сорокин, это первая улица в Омске, названная в честь Героя Советского Союза, к тому же ещё и во время Великой Отечественной войны. Николай Петрович погиб за год до этого.
В 1953 году бывший Мокринский форштадт надвое разделил Комсомольский мост, откуда сегодня улицу Бударина видно как на ладони. Год назад мэр Омска Оксана Фадина признала, что «это моя, как, думаю, и многих омичей, боль». Ехать с Комсомольского моста и видеть это недоразумение с разрухой, по её словам, уже невозможно. Более или менее приличный вид улица обретала зимой 2017 и 2018 года, когда городские власти заливали на парадеевском пустыре бесплатный каток.
Пустырь назван по фамилии генерального директора СК «Новострой», которая прославилась шестиэтажным самостроем, возведённым на месте двухэтажного здания областного книготорга. Каркас несостоявшегося торгово-офисного комплекса простоял шесть лет, прежде чем его сровняли с землёй. Один участок, на котором он стоял, вернулся в собственность города (его площадь — 715 кв. м), второй (площадь — 1175 кв. м) в прошлом декабре продан компании «Купеческие ряды».
Эта земля используется под неофициальную парковку. А ведь в 80-х улица Бударина была крупным транспортным хабом: отсюда ходили автобусы во все районы города. Сейчас остановка является конечной лишь для нескольких межмуниципальных маршрутов. Три года назад в мэрии рассматривали вариант сделать улицу Бударина пешеходным дублёром Любинского проспекта. Но в городском бюджете денег на многофункциональную площадь с амфитеатром, сценой и кафе чиновники не нашли, инвесторам предложить тоже было нечего, и получилось то, что получилось: лабиринт из лавочек и ограждений на муниципальной земле на фоне обшарпанных фасадов и покосившихся заборов частников.
Мэрии действительно принадлежит всего четыре участка из почти сорока. Это меньше 13% от общей площади территории в границах улиц Ленина, Карла Либкнехта, Гагарина и Щербанёва. И это не считая уличной сети. Ещё 22 участка площадью 23,5 тысячи кв. м находятся в частной собственности. На десять участков общей площадью 4,8 тысячи кв. м права не зарегистрированы. Одна из наиболее вероятных причин того, что у земли в центре Омска нет владельца, — то, что собственность на неё не разграничена. Распоряжается такими участками тоже городская администрация. Но объяснения тому, что у земельного участка под зданием № 19 на улице Ленина нет не то что владельца, но даже кадастрового номера, мы не нашли. Наконец, по четырём участкам общей площадью 579 кв. м выписки из Росреестра просто не пришли.
Выглядит всё это как лоскутное одеяло, которое и бюджет не греет, и прибыли их владельцам не приносит. При этом земля здесь одна из самых дорогих в городе — кадастровая стоимость квадратного метра составляет в среднем 4,5 тысячи рублей, а всех земельных участков — более 147 миллионов рублей.
— Ситуация парцеллы, когда левая сторона улицы Бударина нарезана на кучу разных собственников, приводит к тому, что они договориться между собой не могут и не хотят. Собственники сидят и ждут, когда эта территория подорожает ещё, чтобы её продать, найти инвестора. Пока всё это не будет объединено в единый кадастровый объект, то так оно и останется, — рассуждает краевед Алексей Сорокин.
Сергей Ильченко, совладелец компании «Атриум», в интервью «БК55» рассказывал, что в 2003 году, когда начался передел земли на Ленина — Бударина, сами собственники не понимали, где заканчивается их участок и начинается соседский. На то, чтобы разобраться с границами, потребовалось, по его словам, год-полтора. Но к единому мнению, какой они хотят видеть эту территорию, бизнесмены так и не пришли, хотя пытались, создав в 2008 году совместную компанию «Дирекция квартала Бударина». Она просуществовала пять лет. Поэтому бережно восстановленный Ильченко Камергерский переулок (бывшая улица Сенная) хоть и выгодно выбивается из задворок Любинского проспекта, но вид оттуда открывается совсем не столичный.
Заниматься улицей Бударина никто не хочет и по другой причине — почти все участки входят в охранную зону Любинского проспекта, где что ни здание, то памятник. Сносить существующие объекты нельзя, строить новые в границах охранных зон либо запрещено, либо ограничено по высоте, цвету, отделке и т. п. На самой улице Бударина памятником признано всего одно здание на пересечении с улицей Карла Либкнехта — дом М. А. Шаниной, построенный в начале прошлого века. Участок под ним площадью 915 кв. м принадлежит Илье Иванову, Петру Варнавскому и Руслану Константинову. Это один из немногих положительных примеров того, как нужно относиться к объектам культурного наследия и зарабатывать на них: в здании три года назад открылся итальянский ресторан.
— Омск всё время остается недоделанным. Это крест Омска. На отшибе стоит, инвестиции в нём затормаживаются через какое-то время. Омск — казённый город, он на казённые деньги возник как крепость, реконструировался и строился на казённые деньги, существовал как военно-промышленный центр тоже на казённые средства. Частные — это вишенка на торте. Нужна государственная заинтересованность в этой территории, а не позиция «дадут деньги — освоим, не дадут — будем сидеть». Но при малых деньгах тоже можно делать, было бы желание, — подытожил Алексей Сорокин.