В конце каждого года принято подводить итоги. Весь 2019-й мы искали интересных героев и рассказывали вам о том, чем они живут. В новогодние праздники редакция NGS55.RU решила опубликовать десять лучших статей года, написанных нашими корреспондентами. Ежедневно, с 31 декабря по 9 января, на сайте будет выходить один из этих материалов. В каждый из них мы вложили свои силы и знания, чтобы поближе познакомить вас с теми, кто живёт бок о бок с нами, и хранит свою историю.
Вокруг строительства городка для китайских рабочих, которые трудятся на омском нефтезаводе, с самого начала ходила масса слухов и скандалов. О планах построить «китайский городок» рядом с посёлком Омский стало известно в прошлом году. Рассчитанный на 2400 человек городок обустроили на земельном участке, принадлежащем фирме под названием «ООО "СТГ-Групп"». На три года, в течение которых вахтовые рабочие из Китая будут трудиться на нефтезаводе, землю перевели из сельскохозяйственного назначения под строительство, а потом обещали сделать «как было». Об этих манипуляциях с землёй местные жители узнали уже постфактум. В городке поселили специалистов и рабочих из Китая, которые строят комплекс глубокой переработки нефти на омском нефтезаводе. Рабочие места гостям из Поднебесной предоставил подрядчик нефтезавода — китайская национальная химико-инженерная строительная компания «СС-7». Сейчас вместо двух с половиной тысяч тут живут 1512 китайцев из провинции Сычуань.
Узнать, в каких условиях живут полторы тысячи гостей из Поднебесной, решил корреспондент NGS55.RU Александр Зубов. Ранее он уже пообщался с тремя сторонами конфликта, возникшего вокруг городка, и выяснил их точки зрения. Жители Омского очень переживали по поводу такого соседства и даже опасались за свою безопасность.
Рабочий посёлок находится не доезжая одного километра до посёлка Омский. Он прикрыт деревьями и со стороны дороги напоминает скорее какую-то промзону или завод. От дороги к нему ведет отдельный съезд.
Попасть в китайский городок можно только по пропускам, через КПП. Если вы не сотрудник компании, то праздно пошататься по маленькому Китаю у вас не получится. Хотя с первого взгляда кажется, что увидеть местный колорит особенно не получится — обычный рабочий посёлок. Ну, это если не углубляться. Рядом с входом находится охрана, которая следит за тем, чтобы на территории городка был порядок. Как рассказала заместитель директора компании «СС-7» Алина Атаманенко, рабочие из Китая очень дисциплинированы и уважительно относятся к иерархии.
— Никаких беспорядков, крупных ссор, драк, воровства, ревности какой-то тут никогда не было, — рассказала она.
Пройдя через КПП, можно увидеть единственную улицу городка, которая проходит через него напрямую. Слева и справа от нее находятся жилые корпуса, спортивная площадка, здание администрации и две столовые. Неподалеку стоит котельная, обслуживающая городок и магазин.
Жилые корпуса состоят из 2-этажных модульных общежитий. Они рассчитаны примерно на 150 человек. В них есть четырехместные комнаты, комнаты для семейных пар и руководящего состава.
Внутри все просто и достаточно по-спартански. Или по-китайски. Прибранные коридоры, двери, ведущие в жилые комнаты, возле которых стоят деревянные ящики для обуви. Кстати, никакого Abibasa или Nuke. Некоторые ящики украшают цветы, растущие из стаканчиков для напитков. Украшений, предметов интерьера и декора внутри почти не наблюдалось. Зато висели объявления на китайском языке.
Комнаты внутри также аскетичны. В женской комнате было убрано и опрятно. Там нашлось место и косметике, и тарелкам с фруктами, и предметам гардероба, коих было очень много. Второй этаж двухъярусных кроватей занимали различные наряды. Китаянки очень любят шопинг. Они могут часами гулять по «МЕГЕ» в поисках новой одежды. Поэтому комнаты хоть и четырехместные, но верхняя кровать служит полкой для личных вещей.
Девушки, живущие в общежитии, рассказали, что их всё устраивает в новом временном доме. Единственный минус России для них — мороз. Но в помещениях тепло благодаря котельной. Проблем с водой и светом здесь тоже нет.
Все стараются как-то навести порядок и придать индивидуальности одинаковым комнатам. Но по большому счету никто особо не заморачивается.
— Кто-то украшает комнаты, вешает фото. Но все мы понимаем, что это временное жилье, поэтому много времени почти никто не тратит. Работа занимает много времени, и на это времени уже не остается, — рассказала одна из жительниц корпуса.
Для семейных пар есть отдельные номера с двуспальной кроватью. Здесь удобств уже побольше — есть умывальник, платяной шкаф, да и места побольше. Такие же большие номера и высшего руководящего состава из Китая. Остальные работники на социальные неравенства не обижаются. Получить двуспальный номер могут только официально зарегистрированные семейные пары, ну а быть хозяином комнаты для руководителей — это еще один стимул расти по карьерной лестнице.
Покой жителей городка охраняет кобель немецкой овчарки по имени Шао Тьен. Говорят, что он приблудился и остался жить у новых хозяев из Поднебесной. Тут же пёс обзавелся и весьма необычным именем для сибирских хвостатых сторожей. Шао Тьен — местный любимчик. На фото он удостоился чести быть поглаженным мэром городка мисс Лан. Да, в омском китайском городке, как и в Омске, мэр тоже девушка. Вот что значит преемственность.
Русская девушка, работающая в обслуживающем персонале городка, пояснила, что имя пса переводится как Большой. Не знаю, правда ли это, но пёс и правда не маленький. За свой ночной покой жители городка могут быть спокойны.
Днём на улицах городка очень спокойно. Большинство работников находится на заводе, а те немногие, кто остался в городке, отдыхают, гуляя на улице и наслаждаясь теплой зимней сибирской погодой.
Несмотря на то что китайцы отмечают свой национальный Новый год 25 января, работники из Поднебесной будут поздравлять своих русских коллег с праздниками. Они даже сделали несколько снеговиков, один из которых стоит прямо на баскетбольной площадке.
— Мы все праздники отмечаем вместе. Дни рождения, 8 Марта, их День урожая, Новый год. Они покупают пиццу, KFC, пряники национальные, угощают. Ну и ребята спортивные очень. Мы часто проводим соревнования спортивные. Когда играли в баскетбол, их команда нас в первый раз в пух и прах порвала. А потом уже мы приноровились. Барьера, кроме языкового, между нами нет. Да, менталитет отличается, но это нормально, другая страна, другие обычаи, — рассказала сотрудница бухгалтерии, работающая в городке.
Снеговики тут встречались повсюду. Один из них стоял рядом с магазином, который находится на территории городка. Здесь можно купить как национальные китайские лакомства, так и привычные для нас русские продукты.
На прилавках магазина — газировка, пиво, разные закуски, сладости, лакомства и вкусняшки. Но если присмотреться повнимательнее, то не все так просто.
Лакомства и вкусняшки тут специфические и необычные. Если вы не китаец и не знаете китайского, то точно никогда не поймете, что в упаковке. Сладкое это или острое, кислое или соленое. А возможно, и все вместе. Куриные лапки, солёные яйца, который выглядят как киндеры, тесто с приправами и сушеными цветами, картофельные дольки в маринаде, сосиски и сардельки со специфическими вкусами... Выбор огромный. Не обошлось здесь и без лапши быстрого приготовления. Как рассказали сами китайцы, они любят что-нибудь пожевать на досуге и, несмотря на трехразовое питание в местной столовой, магазин не пустует. Но работает тогда, когда большинство рабочих уже вернулось со смен в корпуса. Как вам закуска из куриной лапы? Как ее правильно есть, мне так и не объяснили. Но точно дали понять, что это не оберег на удачу, а еда.
В свободное время китайцы предоставлены сами себе. Им никто не запрещает выйти за территорию и поехать погулять в Омск, или прогуляться до ближайшего Омского посёлка, где тоже есть магазины. Из-за этого очень переживали местные. Мало ли чего стоит ждать от гостей из Китая?
— Мы сначала переживали, что они будут к нашим бабам бегать. Тут же понятно, что молодежь сразу в драку! Залетит кто-то. Что делать? Но ничего такого за все время, сколько они тут уже, не было. Они приходят компанией по трое-пятеро, что-нибудь купят — чипсов, семечек, пива. Ходят, гуляют. Посидят на корточках на остановке. Смотрят по сторонам. Со стороны не поймешь — таджик или китаец. Не задираются, но и не боятся нас. Мужики и мужики. Ходят, смеются. Курят как буржуйка. Фляги таскают с собой, шут их знает, что там. Чай или водка. А так... Нет от них проблем. Пьяных я пару раз видел. И то так, пьяненьких. Хотя многим они не нравятся. Просто потому, что они китайцы. А я сейчас от этого плохого ничего не вижу. Скорее плюс. Дорогу, как и обещали, сделали. С водопроводом проблем нет, как мы опасались. Магазинам нашим хорошо, — рассказал Евгений, живущий в Омском.
Подходило время обеда, и во всем Чайна-тауне царила расслабленная атмосфера. Только Шао Тьен был начеку и вовсю тренировался, отбиваясь от своего друга в партере.
Жители городка небольшими компаниями пошли к столовой. Кто-то уже успел отобедать и отправился в жилые корпуса на послеобеденный сон. Тут так принято. Да-да, не завидуйте! Кто-то прогуливался по дорожке, уходящей от городка в лес, прихватив термос с чаем.
В городке две столовые, на 640 и 480 мест. У меня возникли ассоциации со столовыми, которые показывают в фантастических фильмах про освоение космоса. Или с американской тюрьмой.
Я решил тоже попробовать, чем угощают работников из Поднебесной. Повар объяснил, что в рационе рабочих всегда есть мясо, рис, овощи и какой-нибудь гарнир. Я решил попробовать все, хотя меня предупредили, что мясо очень острое.
Блюдо из мяса оказалось куриным. Нарубленные части куриных крыльев, приготовленные по сычуаньским рецептам. То есть действительно очень острым. Но я люблю «мор спайси» и попросил меня не жалеть. На гарнир лапша из крахмала в кисло-сладком соусе. Салат из битых огурцов. Еще можно было взять рис, но я не стал. К моему удивлению, китайцы не запивают еду чаем или кофе. Они используют для этого суп из капусты. Запивать мясо супом. Мне нравится эта традиция. А кофейку можно и после у себя в комнате попить, перед сном.
Но не все было так просто. Вместо обычных столовых приборов здесь только деревянные палочки. Под смех соседей по столу начались мои испытания. Если с кусками фаланг куриных крыльев я еще справлялся, то подхватить палочками скользкую, короткую и мягкую лапшу было очень сложно. Как ими есть рис, я вообще не понимаю. Суп я просто пил из пиалы, но оказалось, что так и принято. В общем, если бы я работал и жил в городке, времени, отведенного на обед, мне явно бы не хватило. Ну или бы пришлось завести ложку. Или пожертвовать сном.
Мне понравилась острая курица, и я съел ее почти всю. Перца повара не жалели. Но мне такое только по нраву. Лапшу я осилить не сумел, но и вкус у нее специфический. Будто с каким-то жидким мылом. Салат неплох, но чем можно испортить огурец?
— Мы едим почти все мясо. Любим говядину, курицу, баранину. Любимое мясо — свинина. Конечно же, рис, овощи. Каши, супы. У нас в столовой в основном сычуаньские блюда. В них много мяса и они острые. Русских блюд здесь нет, заимствований тоже. Но и многие продукты в России и Китае совпадают. А мое любимое русское блюдо — шашлык, — призналась градоначальница мисс Лан.
— Я люблю ездить в Омск, в центр. Там интересный стиль домов. Таких нет в Китае. Люблю гулять в городке, общаться с местными рабочими. По утрам я бегаю. Работать здесь мне нравится, — рассказал мистер Хоу, работающий в администрации городка.
Я ожидал увидеть больше колорита от Чайна-тауна, и на первый взгляд его не оказалось. Но он тут был почти везде. Чего стоят прилавки магазина, где между куриными лапами, маринованной картошкой и солеными яйцами стояло русское пиво. Колорит бегал по улицам с весёлым псом немецкой овчарки Шао Тьеном. Я попробовал колорит палочками, запивая острое куриное мясо капустным супом. В комнатах, в одежде, в поведении, смехе и прогулках рабочих после смены — колорит был везде.
— Когда я впервые приехала в Россию — был сильный мороз. Это мое первое впечатление. Но я не удивилась. Потому, что уже была тут два года назад, — выдала загадочную фразу местная переводчица Дайцай.
Даже от этого рассказа тянуло чем-то таким уже родным для русского человека, который когда-то покупал кроссовки Rubeek, стоя на картонке среди китайской оптовки. Заказывал что-то на «алике», пробираясь через абракадабру описания товаров. Читал инструкции к технике, переведенные с китайского на русский.
— Мне нравится тут работать. Нравятся люди. Русские — они хорошие люди. Нравится Омск. Но жить я тут не останусь. Я вернусь в Китай. У меня там родина, — сказала девушка.