Нетрудно догадаться, что на дне реки в трёхсотлетнем миллионном городе может покоиться много интересного. Омский археолог Николай Перистов год за годом это подтверждает, изучая Омь. Уже третья выставка с его экспонатами открылась в Пушкинской библиотеке.
У каждой из сотен находок своя история. Вот, скажем, обыкновенный для начала прошлого века утюжок. Его Николай Перистов и нашёл-то случайно: наступил, подумал, что камень, но на всякий случай из воды достал. Как утюжок оказался в реке? Да бог его знает. Сразу включается фантазия и предлагает самые разные сюжеты. Вот, скажем, романтичный: изнурённая домостроем девушка швыряет постылый утюжок в реку и уезжает с черноглазым цыганом в дальнюю даль петь про мохнатого шмеля. Или криминальный: отбиваясь от не в меру принявшего мужа, женщина хватает первое, что под руку попалось, и... Чтобы избавиться от улик, выбрасывает утюжок в Омку. А может, всё было совсем прозаично? Купила хозяюшка у кузнеца утюжок за рубль, сунула в пакет с продуктами, а тот, зараза, порвался посреди моста — и улетел утюжок в реку. Ох уж эти «магнитовские» пакеты.
И ведь это просто утюжок. А на выставке есть масса более перспективных для фантазии вещей. Например, гильза от американской зенитки, шашка с затупленным лезвием. Или, например, явно не русский замок с гравировкой Bull Dog.
Выставка «Со дна Оми, из центра города» Николая Перистова включает в себя добрую сотню экспонатов: пуговицы и бляшки уж точно не сосчитать. И это далеко не вся его коллекция. Как рассказали в центре краеведческой информации Пушкинской библиотеки, археолог делал подобные выставки в 2006 и 2017 годах, но нынешняя — самая обширная. Кроме того, часть предметов отреставрировали, очистив металл от патины прошедших веков.
По словам сотрудников Пушкинской библиотеки, самые перспективные места для поисков находятся в районе мостов. Именно там археолог нашёл львиную долю домашней утвари, стекла, керамики, оружия, пуговиц, монет и другой всякой всячины, иллюстрирующей повседневную жизнь Омска с момента основания. А если вспомнить про кость мамонта, то и раньше.
Главный вопрос: как в мутной Омке с её водоворотами и омутами вообще можно что-то найти и самому не потеряться? Ответ прост: Николай Перистов нашёл большую часть вещей при обмелении, во время работ по углублению русла, на осыпавшихся берегах. И это вселяет надежду: что ещё что-то Омка хранит и для нас.