В прошлом году в Омской области отказались от 57 новорождённых детей. Много? Пять лет назад эта цифра была вдвое больше. Тем временем существует рынок передачи новорождённых на самых разных условиях.
«Здравствуйте. У меня такая ситуация: я готова отдать ребенка. Ему месяц, мальчик… Муж ушел и платить ничего не будет, я одна с детьми осталась, а грудного мне никак не поднять. Детские тоже получить не могу, так как нет прописки. Денег нет. Ситуация безвыходная. Пожалуйста, кому нужен ребеночек, напишите. Я, конечно, не хотела так и не думала… У меня никого нет, и некому мне помочь». Анна, 27 лет.
Таких историй при желании можно найти сколько угодно: в соцсетях есть профильные группы для людей, которые хотят отдать или усыновить новорождённого ребёнка. Люди с той и другой сторон пишут под фейковыми аккаунтами, тут же крутятся мошенники, желающие получить энную сумму... Потерянные, скованные «сложными жизненными обстоятельствами» матери — благодатная почва для обмана. Равно как и бездетные пары, у которых часто тоже не всё гладко. Например, не удается получить документы на опекунство.
— Ага, это всё очень трогательно, но чаще всего заканчивается так: «Дайте денег, хоть сотку, на еду», — ответила мне женщина по имени Светлана.
Её объявление о том, что приличная семья хочет усыновить ребёнка, в числе подобных размещено в той же группе. Но на вопрос, почему женщина ищет своего малыша в интернете, Светлана не ответила — хотя писала, что документы от опеки в порядке.
Согласно официальным цифрам, массовым это явление, к счастью, не назовёшь. Более того, статистика улучшается.
— В прошлом году в Омской области отказались от 57 детей до года, пятью годами раньше — от 103, — рассказала нам Ольга Марченко, начальник отдела опеки и попечительства министерства здравоохранения Омской области.
Тем не менее существуют самые разные варианты передачи ребёнка по обоюдному согласию. Законные базируются на 129-й статье Семейного кодекса, которая гласит: «Родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом». Принцип простой — будущие опекуны оформляют документы, а мать уступает своё дитя в пользу того самого «конкретного лица». Другой вопрос, что документы от органов опеки получить удаётся далеко не всем: и биография должна быть кристально чистой, и жилплощадь просторной, и семейный бюджет не нищенским.
Следующий вариант уже нельзя назвать законным: опекун вписывается в графу «отец» свидетельства о рождении. Затем мать отказывается от ребёнка, с ребёнком остаётся отец-одиночка и его жена.
Наконец, существуют и откровенно незаконные варианты — как в случае с омичкой, подарившей ребёнка жительнице Санкт-Петербурга. Поддельное свидетельство о рождении женщина заказала в том же интернете, оно обошлось в две тысячи рублей. А вся схема может потянуть на срок до десяти лет тюрьмы обеим.
Что касается этой истории — мнение омичей в комментариях сводится к единой точке зрения: уж лучше бы ребёнок остался с учительницей, у которой уже есть девочка под опекой, чем с матерью-кукушкой. Вроде как жительница Санкт-Петербурга уж точно не ради компенсаций пошла на удочерение. Сотрудники прокуратуры на транспорте, впрочем, советуют не торопиться с выводами.
— Это версия, которую она озвучивает в своих показаниях. Человек может просто выбрать определённую линию защиты. И какие у неё были мотивы, как она в дальнейшем собиралась распорядиться ребёнком, которого получила по подложным документам, сложно сказать, — прокомментировала Оксана Горбунова, помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ.
НГС.ОМСК будет следить за развитием этой ситуации.
Фото: Иван Рейзвих, министерство здравоохранения Омской области
Подписывайтесь на нашу группу «ВКонтакте».
Пишите нам в Viber и WhatsApp: 8–913–670–33–77.