Омские медики показали, как они спасают жизни малышей, рожденных раньше срока с экстремальным весом
За год в отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных 2-го этапа выхаживания областного перинатального центра поступает 140–150 малышей, родившихся раньше срока в Омске и области. Доля таких детей, которые «торопятся» появиться на свет, среди общего числа новорожденных невелика и составляет примерно 5–6 %. Поэтому здесь каждого маленького пациента врачи знают и помнят, а с подросшими детьми с радостью нянчатся. Сегодня, 17 ноября, в День недоношенных детей в отделение пришли в гости родители вместе с подросшими малышами, которые несколько месяцев назад могли уместиться на ладони.
Тишину в отделении нарушают родители с маленькими посетителями – чаепитие напоминает скорее встречу родственников, чем визит пациентов к врачу. Родители приходят с букетом цветов и фотографиями в рамках – на одной из них напечатано «Спасибо за жизнь!». «Вы самый лучший доктор, вы наша вторая мама», - говорят родители заведующей отделением реанимации и интенсивной терапии новорожденных Елене Каташовой.
Ваня родился 25 сентября 2015 года, на 24-й неделе срока (обычно беременность длится около 40 недель), весом 610 г и ростом 30 см. Сейчас вес Вани около 9,5 кг при росте около 73 см. У мальчика уже прорезались 8 зубов.
«За ним нужно конечно, больше ухода, мы делаем массажи, его развитие соответствует возрасту 10-месячного ребенка, хотя рожден 1 год и месяц назад. Без повода Ваня не плачет. Он очень активный, на месте не сидит, но характер свой показывает: если что-то ему нужно, он не будет требовать. Он будет стучать кулаком», — рассказала мама Ивана, 33-летняя Ирина, и добавила, что это ее второй ребенок.
«Игрушки его не особо интересуют. Ему надо технику — пылесос, например, ему интересен. Он уже у нас встает возле опоры, свой первый шаг он сделал примерно 2 месяца назад. Он уже говорит, но на своем языке пытается говорить — вместо "бух!" он говорит "бфф!"» — продолжила мама озорного Ивана.
Маша появилась на свет 17 ноября 2015 года (по странному стечению обстоятельств — в День недоношенных детей), на 27-й неделе срока, весом 687 г и ростом 30 см. Сейчас эта хрупкая улыбчивая девочка весит 5,8 кг при росте 65 см. У нее прорезались 3 зуба.
«Маша любит сушки и хлеб. Мы постоянно делаем массаж, ЛФК, физио, очень много процедур. По всем врачам ездим. Маша уже пытается ходить: вдоль дивана свой первый шаг она сделала 2–3 месяца назад. Она всегда спокойная была у меня: могла полежать, поиграть, повернуться и уснуть. У нее есть любимая резиновая улитка и пульт от телевизора», — рассказала мама Маши и еще двух ее старших сестер, 39-летняя Ирина.
Крохотная Вероника родилась 3 ноября, на 32-й неделе, весом 1 кг 890 г, но уже дышит сама. В палате, где стоят инкубаторы (или, как их называют, кювезы), тишину нарушает икание маленькой девочки в розовых ползунках. 26-летняя мама Вероники, Оксана, кормит девочку сама через каждые 3 часа. «Она уже покрикивает перед кормлением», — делится Оксана. «Мне сказали, что врачи выкормят, чтобы я не беспокоилась. Вес у нас, конечно, не 800 г, поэтому я поспокойнее стала», — добавляет она. Омичка рассказала, что ее семье не терпится понянчиться с ребенком, но к ней никого не пускают: в отделении все стерильно.
Всего в отделении 3 трехместных палаты и 3 одноместных, оснащенных инкубаторами. Здесь рожденные раньше срока малыши могут находиться до 3–4 месяцев. Для младенцев создают условия, приближенные к внутриутробным, — при температуре +36,8 градусов. Сверху находятся тепловые лампы. Температуру регулируют датчиками, которые улавливают температуру тела ребенка. Кроме того, вокруг малышей уложены мягкие барьеры — «домики», имитирующие стенки утробы матери. На мониторах показывается сердечный и дыхательный ритмы и давление. «Они бодрствуют перед кормлением. Трубки ведут к монитору и ротику — так они едят, и внутривенно в том числе. Малышей кормят специальной смесью, адаптированной для недоношенных деток», — рассказала завотделением Елена Каташова.
Тех малышей, которые не могут дышать самостоятельно, подключают к аппарату искусственной вентиляции легких. Но маленькая Альфия, которая родилась весом 1 кг 280 г, дышит сама — малышка лежит здесь 8-е сутки. Врачи говорят, что мест хватает всем, но они мечтают о новых инкубаторах — эти аппараты швейцарского производства стоят миллионы.
«Вот наш космический корабль», — с гордостью демонстрирует завотделением инкубатор корейского производства, который стоит около 5 млн руб. Для ребенка в нем создается комфортный микроклимат, а хирурги часто проводят здесь сложные операции. В сложный механизм встроен рентген, но при этом его создатели не забыли про ящики для вещей ребенка.
Медики поспешили похвастаться и другим аппаратом — инкубатором для транспортировки новорожденных. Он используется часто — по словам врачей, чаще всего недоношенные дети рождаются в районах области, куда на реанимобиле выезжают врачи.
В отделении много икон. Маленькие образы святых можно увидеть у каждого инкубатора.
Стены этажа украшают рисунки детей сотрудников, также здесь есть статуэтка в форме новорожденного. Всего в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных работает 26 человек.
Врачи дарят свою заботу детям, а их родители после пишут стихи и слова благодарности в книге отзывов.
Также на стенах этажа можно увидеть панно из фотографий маленьких пациентов, жизни которых врачи спасли за 7 лет работы отделения. Со всеми ними медики поддерживают связь. Например, самой первой пациентке, Дарине, уже 7 лет. Девочка родилась весом 820 г.
В кабинете у заведующей отделением Елены Каташовой, медика с 26-летним стажем, – уголок с фотографиями, которые больше похожи на семейные. Оказывается, и здесь стоят снимки малышей.
«Посмотрите на стены — это моя любовь», — говорит Каташова, показывая на картины новорожденных, вышитые крестиком. По словам медика, картины ей подарили: одну вышила медсестра, другую — мама спасенного ребенка.