По данным областной прокуратуры, в 2015 году в Омске на 35,7 % выросло количество изнасилований и на 23,7 % — убийств. Также в городе стало больше групповых преступлений и краж. Эксперты по безопасности объясняют, что криминальную обстановку в Омске значительно ухудшают малочисленность полицейских и экономический кризис. О причинах преступности, а также о том, как обезопасить себя в эпоху разгула криминала, со специалистами побеседовала корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Сергей Прокопьев, руководитель детективного агентства «Тайный советник»: «Испокон веков, когда наступал экономический кризис, всегда активизировалась криминальная сторона. Когда начинается неразбериха, под шумок проще совершать преступления. С кризисом особенно связаны преступления экономического характера — кражи, мошенничества, грабежи, подлог документов. У нас с февраля увеличились обращения предпринимателей по части розысков должников и их активов, это и случаи мошенничества, и действительно последствия кризиса.
Общественная безопасность снижается с сокращением боевых единиц УМВД. Ведь присутствие на улице сотрудника в форме, даже ППС, так или иначе дисциплинирует любого человека, даже преступника. Сейчас по приказу министра прием в УМВД приостановлен, и старых битых волков, которые начинали в 80-е годы операми и у которых богатейший опыт, там практически не осталось. Очень много людей ушло из полиции — работать стало тяжелее.
Законодательная база оставляет желать лучшего. То, что сейчас происходит с той же [Евгенией] Васильевой, возмущает даже зэков: за килограмм картошки получил 3 года колонии, а она за миллиарды, украденные у государства, получила 5.
Тот УПК, который писался в начале 2000-х, был явно пролоббирован какими-то преступными элементами, — в нем все для жуликов. Сотрудники зажаты в рамках этих законов. Закон нужно модернизировать.
По поводу самозащиты — лучше иметь при себе электрошокер или газовый баллончик, этого достаточно, чтобы отпугнуть одиночных нападающих. Если же нападает толпа — и особенно подростков, — лучше привлекать к себе внимание людей и бежать, так как подростки наиболее жестоки».
Евгений Галыкин, психолог колонии-поселения № 13: «Действительно, 6-я и 7-я колонии строгого режима полностью заполнены — большой приток осужденных. Но тенденция к росту особо тяжких преступлений началась еще года 2–3 назад. Это закономерная динамика: социальная ситуация с каждым годом становится все хуже, а кризис — это спусковой крючок для некоторых людей. За 20 с лишним лет с момента распада СССР вопросы многих граждан так и не решены, у многих людей уровень жизни за определенной чертой. А преступления обычно совершают люди с неблагополучной судьбой и семьей, уровень образования у них низкий и не позволяет им зарабатывать достойно, высокий уровень алкоголизации плюс соответствующий круг общения. Сейчас героиновый бум 90-х сменился на бум синтетических наркотиков — это огромная проблема.
Это и ценностная проблема — над нравственным воспитанием сегодняшнего поколения 30-летних не задумывались, национальная идея в стране отсутствовала. Сейчас государство пытается прийти к ней. Вот у американцев есть четко выраженная национальная идея — стремление к счастью, американская мечта, это известно нам по фильмам. В 50-е годы XX века в США был застой, все пили и росла преступность — из-за того, что у них был экзистенциальный вакуум, у людей отсутствовал смысл жизни.
Увеличение числа изнасилований — это последствия сокращения психиатрической помощи в стране, ведь изнасилования обычно совершают психически нездоровые люди.
Сейчас таких людей очень много в тюрьме, а им нужно специализированное лечение, так же обстоят дела с наркоманами. Растет подростковая преступность, ну а участковых раньше было по 10 на район, а сейчас — 3-4. Именно они должны заниматься профилактикой неблагополучных семей.
В общении на улицах сейчас главное не провоцировать конфликты, сглаживать острые углы и развивать свои коммуникативные навыки. Но не стоит и ждать плохого постоянно — это притягивает негатив».
Виктор Вокарчук, руководитель отдела «Службы» компании «СТБ-Охрана»: «Нужно в корне ломать коррупцию и ужесточать закон, особенно в плане употребления спиртных напитков в питейных заведениях и продажи алкоголя в ночное время и за распространение наркотических веществ, сроки должны быть явно не 3–5 лет. Продал магазин алкоголь после 22:00 — нужно считать это уголовным преступлением, а не штрафик платить. Да и не в 22:00, а в 20:00 нужно прекращать продажу. А в ресторанах ввести четкий фейс-контроль и продавать спиртные напитки до 22:00. Я против алкоголизма, страна у нас такая — нельзя ей пить. Мне Китай нравится этим: нашли ворующего депутата — расстреляли. Одного, другого расстреляют, а другие уже знать будут.
Я, если честно, не понимаю амнистию в связи с 70-летием Победы. Зачем? Ветеранов-то в тюрьмах нету. Таких амнистий, я считаю, быть не должно. Это 100 % ухудшит ситуацию, даже те, кто сидели по 158-й статье — за кражу, куда пойдут? У нас же система эта так устроена, что людей, освободившихся из колонии, не берут на работу. Летом они будут отдыхать — можно спать на улице, а преступления и кражи начнутся в сентябре-октябре, когда похолодает, — чтобы уже заехать в теплое место. Здесь тоже нужно пересматривать сам закон.
Преступлений будет становиться все больше. Уже ведь и безработица пошла, и зарплаты уменьшились. Эти вопросы нужно решать из Москвы. Скачок доллара и евро в России спровоцировал много убийств жителей Казахстана. Они приезжают в Омск с большими деньгами покупать машины, и их "валят".
Насилует на улицах сейчас поколение 90-х. Это "поколение пепси", у них совсем другой менталитет, эти люди психологически изношены, и в голову им лезут дурные мысли. Среди тех, кто был воспитан в 90-е годы, очень высок процент необразованных людей с разрушенной системой ценностей. Кроме того, те бандиты, которые сели в 90-е, — сейчас вышли и уже начали бомбить фуры, поэтому путешествовать по России на машине в ближайшие 3 года опасно — пока их не поймают и снова не посадят. Все это способствует расцвету криминала.
Еще плохо, что у нас на низком уровне находится сфера образования сирот и детские дома. Как бывший работник УФСИН скажу — мне было очень обидно, когда к нам привозили на экскурсию детей из детских домов, и они, смотря, как кормят осужденных, говорили: "Да зачем нам на работу — лучше на зону сесть, здесь бананы и творожок дают".
Ведь 70 % выпускников детских домов идут на зону.
Во многих городах сейчас возрождают народные дружины. Раньше это было, очень полезная вещь, помогает. Ночные обходы совместно с полицией, о которых народ знает, — подстегивает в плане дисциплины».
Анна Акелькина
Фото depositphotos.com