Неразлучные брат и сестра Вачовски, люди, которые 15 лет назад навсегда изменили масскульт «Матрицей», снова написали и сняли огромный и бьющий по глазам фильм о том, что наш мир — совсем не то, чем кажется, да и мы — тоже. Только что вышедший на российские экраны фильм «Восхождение Юпитер» выглядит как позолоченный гибрид «Матрицы» со «Звездными войнами». А главный философский вопрос, на который он отвечает, — как управлять Вселенной, совмещая это с работой уборщицы и не привлекая внимания начальства и товарок.
Справка: «Восхождение Юпитер» (Jupiter Ascending; США, 2015) — фантастика. Реж. — Лана и Энди Вачовски («Связь», «Матрица», «Облачный атлас»). В ролях — Мила Кунис, Ченнинг Татум, Шон Бин. 3D, IMAX 3D. 127 мин. 12+
История межпланетных интриг и борьбы за власть над планетой Земля начинается в ранние 1990-е на обледенелой набережной в Ленинграде. Там знакомятся советская студентка и сын английского дипломата, помешанный на астрономии. Еще до рождения их общей дочери неприспособленный к бандитскому Петербургу наивный иностранец получит от грабителей пулю — но успеет придумать будущему ребенку имя «Юпитер». Вместе с матерью и ее родней Юпитер нелегально оказывается в Америке. Повзрослевшая Юпитер (ее играет Мила Кунис, которая сама эмигрировала в 7 лет с семьей из Украины в США) каждый день встает в 4 часа утра и отправляется мыть вместе с матерью и тетей туалеты в чужих домах, а вечером выслушивает семейное-застольное «ты до сих пор не замужем, потому что сильно умная, женщине это ни к чему».
Но однажды этот мир треснул напополам — и героиня рухнула в параллельный: туда, где копошатся мелкие гуманоиды, способные натягивать человеческие тела и выдавать себя, например, за врачей (привязывающих Юпитер к гинекологическому креслу), летают и перестреливаются прямо над Чикаго пришельцы на навороченных мотоциклах и в ботинках с реактивными подметками.
От подосланных с другого конца вселенной убийц Юпитер спасает угрюмый легионер, космическая ищейка, человек-пес (генетически). Психика у него добрая — он только аристократов ненавидит. В этом есть некоторая проблема: как выяснилось, убийцы и защитники набежали к Юпитер потому, что она — генетическая копия недавно погибшей космической королевы. «Когда те же гены выстраиваются в том же порядке, это называется рекурсией. Вы называете это реинкарнацией», — объясняют героине.
Но, тем не менее, симпатичный Шариков охотно сопровождает Юпитер в ее большом космическом путешествии к самым верхам. Туда, где в золотых дворцах, в окружении бесконечно разнообразной свиты (тут кто киборг, кто человек-слон, а кто — прямоходящий ящер в черном лапсердаке) томно поживают люди, которым принадлежит наша Вселенная.
«Ты когда-нибудь видела жатву?» — спрашивает один из наследников вселенской буржуазии свою сестру. «Нет, но я слышала, что они не чувствуют боли». Вот-вот на полезное сырье перекрутят и землян. Но Юпитер, как выясняется, вправе поучаствовать в дележке семейного наследства со своими новыми родственничками — и отсудить Землю себе.
Всю эту предысторию можно в общем угадать из трейлера. Из трейлера же можно заранее составить предварительное впечатление о визуальном великолепии «Восхождения Юпитер»: покрытые бушующими штормами планеты, футуристическое барокко интерьеров, в которых изнемогают от роскоши и купаются в голубой крови наши галактические хозяева. И фильм это предварительное представление даже превосходит — разнообразием, густонаселенностью и пышностью декораций этой космической оперы.
А вот то, что несколько озадачивает в «Восхождении», — так это тон истории. Говоря о том, что брат и сестра Вачовски взялись делать свои собственные «Звездные войны», как-то не ожидаешь, что диалоги и логика мироустройства будут таким же старомодными, наивными и игрушечными, как в «Звездных войнах» сорокалетней вообще-то давности. Возрастное ограничение «Восхождения» — 12+ (в американской системе рейтингов — PG13), а наибольшее — и безоговорочное — упоение оно, вероятно, доставит и вовсе девятилетним. Всех, кто старше, — даже при вовлеченности в процесс — будут периодически смущать и диалоги, и однообразные чудесные спасения в самый последний момент (который зависает минут на пять), и их объяснения, бесследно пропавшие в монтажных склейках. Тон фильма — как настроение сна у перевернувшегося с боку на бок — меняется от высокой трагедии, происходящей в империи чудовищной жесткости и порока, до абсурдисткой комедии о космической бюрократии в духе Терри Гиллиама.
Вачовски верны себе: как и всё, что они снимали раньше, «Восхождение Юпитер» — о том, что мы и не подозреваем, кто мы такие на самом деле. И о том, что у нас есть храбрость — и отчаянная необходимость — поставить устройство мира под сомнение.
Но в «Восхождении» революционный гимн Вачовски звучит глуховато, потому что его адресат какой-то уж очень недоделанный: как устроено высшее межпланетное общество, в которое угодила Юпитер, — неясно. Да и вообще мало что ясно. Есть ощущение, что «Восхождение» только выиграло бы, став, как «Хоббит», двумя или тремя фильмами, не комкая историю.
С другой стороны, написавшие виртуозную «Связь» и огромную «Матрицу» Вачовски не могут не знать, что делают, и уж точно в состоянии сколотить крепкий для общепринятых мерок сценарий. Оттого при всех недоумениях есть ощущение, что наивной космической опереткой «Восхождение Юпитер» они сделали совершенно преднамеренно, хотя трудно сформулировать — почему. В сценарии «Восхождения» Вачовски выглядят как художник, который от сложной техники сознательно переходит к рисункам детской наивности, щупая новый язык. Не очень понятно, что из этого выйдет, — потому что «Восхождение Юпитер» временами выглядит как страшно красивое и с огромным (финансовым) размахом творческое самоубийство.
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru