Экономика Всё о коронавирусе проблема «Пандемия надела маски на весь бизнес». Считаем потери торговых центров Омска в трафике и магазинах

«Пандемия надела маски на весь бизнес». Считаем потери торговых центров Омска в трафике и магазинах

Узнали, насколько упал поток покупателей и как сильно снизилась выручка в рознице

По коридорам торговых центров Омска скорее гуляет ветер, чем покупатели

За девять месяцев 2020 года, шесть из которых прошли под знаком коронавируса, омичи потратили в магазинах 240 миллиардов рублей: 114 миллиардов рублей — на продукты, 126 миллиардов рублей — на одежду и обувь, бытовую технику, стройматериалы, мебель, автомобили и т. п. По сравнению с прошлым годом продавцы недосчитались почти 21 миллиарда рублей или 8% выручки. Меньше пострадали продуктовые ритейлеры — у них оборот розничной торговли сократился на 2,3 миллиарда рублей или на 5,6%. В непродовольственном сегменте выручка рухнула на 18,4 миллиарда рублей или на 14,7%.

С одной стороны, в отличие от супермаркетов, которые во время пандемии не закрывались ни на день, работа бутиков, магазинов бытовой техники и автосалонов несколько месяцев была ограничена. Особенно это расслоение заметно на примере торговых центров, где под одной крышей находятся продовольственные и непродовольственные магазины, а также общепит, которому тоже досталось, а точнее — не досталось 2,4 миллиарда рублей, что составляет 21% от их прошлогодней выручки.

Генеральный директор ЗАО «ТЦ "Континент"» Надежда Колчина добавляет, что и приоритеты у посетителей изменились. Многие омичи предпочли отложить крупные покупки, но на самоизоляции активно занялись ремонтом. По ее словам, у строительных магазинов дела идут неплохо, хотя и не так хорошо, как бы они хотели: «Пандемия надела маски на весь бизнес».

По данным консалтинговой группы Watcom, которая специализируется на анализе трафика посетителей в торговых центрах, несмотря на отмену большинства коронавирусных ограничений, этот показатель остается почти на четверть меньше значения 2019 года. Shopping Index, отражающий число покупателей на 1 тысячу квадратных метров торговых площадей, снизился по итогам октября на 22,7%.

— Основные причины, влияющие на посещаемость, — рост заболеваемости и неблагоприятная экономическая ситуация в стране, хотя в целом восстановление рынка идет неплохо, — отметили в Watcom.

По словам эксперта рынка коммерческой недвижимости Екатерины Стецковой, в апреле, когда был введен национальный локдаун, трафик в торговых центрах Омска упал на 90%: «В магазины ходили только за продуктами. Начиная с июня, когда торговые объекты открыли, трафик постепенно восстанавливался и сейчас восстановился процентов на 70, у кого-то на 80 — в зависимости от того, какую долю занимали продукты питания».

Напомним, губернатор Омской области Александр Бурков распорядился закрыть торговые центры с 28 марта. Так совпало, что в этот день стало известно о первых заболевших коронавирусом в регионе. Продолжить работу смогли только продовольственные магазины и аптеки, через два дня к ним присоединились салоны связи. Ограничения начали постепенно снимать только через два месяца. С 4 июня открылись торговые объекты площадью до 400 квадратных метров. Правда, они не могли работать по выходным, а в будни должны были закрыться не позднее 20:00. С 8 июня максимальная площадь открытых торговых залов была увеличена до 800 квадратных метров. И этот пункт распоряжения действует до сих пор, разве что в начале августа глава региона отменил его для магазинов, торгующих мебелью.

Власти делают всё, чтобы в разгар эпидемии торговые центры оставались исключительно местом для покупок, а не для развлечений. Здесь отключили бесплатный вайфай, отменили все массовые мероприятия и закрыли детские игровые комнаты, фуд-корты всё еще работают только на вынос и на доставку. А с 3 ноября в торговых центрах не рады подросткам, которые часами могут зависать на мягких диванах и крутиться перед зеркалом в примерочных. Тех, кто пришел без родителей, могут оштрафовать.

Неудивительно, что предприниматели, у которых не оказалось подушки безопасности, в условиях нестабильного спроса и сокращения расходов покупателей вынуждены были закрыть точки. По словам Екатерины Стецковой, наибольшие потери понесли те торговые комплексы, которые работают с локальными сетями и местными компаниями — от них ушли около 20% арендаторов. Присутствие в портфеле арендаторов федеральных компаний добавляло торговым центрам финансовой устойчивости.

Аналитики «2ГИС» по просьбе NGS55.RU посчитали, сколько магазинов за последние девять месяцев закрылись и открылись в пяти крупных торговых центрах Омска. В «МЕГЕ», Festival City и «Миллениуме» потери оказались минимальными. В «МЕГЕ» закрылись девять торговых точек, в том числе JEANSTOP (одежда), Sharly (одежда и обувь), Violeta by MANGO (одежда), «Адамас» (ювелирный салон) и Carlo Pazolini (обувь). В числе 16 новых арендаторов — Indigo Jeans, GUESS, NINEL и Alexander Bogdanov (одежда), «Читай-город» (книги), Garmin (часы и навигаторы).

Festival City расторг договоры с десятью арендаторами: F.Geo (одежда), детским развлекательным центром «Улыбка», «Домино» (кожгалантерея и сумки), Profi (косметика), KASSIR.RU (билетная касса), X-time (часы) и другими. За тот же период в торговом центре открылись магазин «ЗооМаркт» (зоотовары), KEAUTY (косметика), «Элтон» (головные уборы), Yota (сотовая связь) и фуд-холл «Гараж».

В «Миллениуме» закрылись бутики Fashion Room by Irina Ruman, MoNo, Sarah Pacini, ZEFIR collection, Milano, но пока на замену найдены лишь шоурум Bomond и магазин спортивной одежды и обуви ARMOUR TEAM. Также заработали магазины KoreanButik (косметика), SELEBRITY и «Библиотека ароматов» (парфюмерия).

Около 15 магазинов одежды, обуви и украшений съехали из «Каскада», заехали — в два раза меньше. Самой большой по площади потерей оказался одноименный супермаркет — его место займет федеральная сеть «Пятёрочка», сейчас компания активно набирает персонал. Порядка 40 арендаторов лишился крупнейший торговый центр Омска «Континент» и 25 — приобрел. Большинство арендаторов — местные предприниматели, только часть работает по франшизе, отметила гендиректор торгового центра Надежда Колчина. По ее словам, нельзя сказать, что в этом году договоры бизнесмены стали расторгать чаще. Кроме того, «Континенту» удалось сохранить такие федеральные сети как «Леонардо» (хобби и творчество), «М.Видео» (электроника и бытовая техника), Sela (одежда) и т. п.

Массовых закрытий торговый центр избежал благодаря введенной системе льгот и скидок для арендаторов.

— На время пандемии им была предоставлена возможность не платить арендную плату. Мы не выставляли счета на оплату аренды за апрель-май, в июне предоставили скидку 80%, в июле — 20%. С августа работаем в обычном режиме, но всё равно делаем скидки — индивидуально, в зависимости от площади, от группы товаров, — рассказала Надежда Колчина.

В «Континенте» под нож пошел бюджет на рекламу

Аналогичные меры поддержки действовали и в других торговых центрах Омска — несмотря на то, что не все из них сами получили помощь от государства. В апреле собственники и руководители 42 торговых комплексов подписали обращение к губернатору с просьбой включить розничную торговлю, аренду и управление нежилым недвижимым имуществом, а также деятельность по комплексному обслуживанию помещений в региональный перечень пострадавших от коронавирусной инфекции отраслей, чтобы они тоже могли рассчитывать на льготы. Чиновники их вроде услышали, но сделали по-своему: аренда и управление нежилой недвижимостью в перечень вошла полностью, розничная торговля — частично, а деятельность по комплексному обслуживанию помещений не вошла вообще.

Вот какие преференции они в результате получили. Для предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, у которых налогом облагаются доходы, ставка была снижена с 6% до 1%, для тех, кто платит налог с доходов, уменьшенных на расходы, — с 15% до 5%. Эту льготу предлагается продлить на следующий год. Арендодателей освободили на 2020 год от налога на имущество организаций в размере, равном предоставленной ими скидке на арендную плату, а если торговый центр сам арендует областные или муниципальные земельные участки, то может рассчитывать на отсрочку платежей. Планируется, что с 2021 года ставка по налогу на имущество для арендодателей будет снижена до 1,1%. Также для малого и среднего бизнеса введены «антивирусные» микрозаймы на сумму до 500 тысяч рублей под 3% годовых.

— Со льготами — помогли. Конечно, хотелось бы больше. Ждем послабления для бизнеса от власти. И не столько для нас, владельцев «Континента», сколько для наших арендаторов, потому что многие из них не вошли в список пострадавших отраслей — то ОКВЭД не тот, то еще что-нибудь. Нужно развивать город, поднимать во всех отношениях, — отметила Надежда Колчина.

Согласно опросу «Райффайзенбанка», 45% представителей малого бизнеса на первое место среди главных рисков 2021 года поставили снижение доходов населения и падение потребительского спроса. Четверть предпринимателей боится возвращения жестких ограничений на работу. Власти уверяют, что нового локдауна не будет. Вице-губернатор Дмитрий Ушаков намекнул, что если соблюдать все рекомендации Роспотребнадзора, до этого не дойдет. А вот опасения по поводу снижения доходов небезосновательны. Средняя зарплата в регионе снижается второй месяц подряд.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства