В Омске 3 сентября прошло общественное обсуждение проекта постановления правительства о преобразовании памятника природы регионального значения «Областной дендрологический сад имени Г. И. Гензе» на улице Красный Путь. Из него хотят выделить природный рекреационный комплекс «Старозагородный» площадью 9,7 гектара. В легитимности вчерашнего мероприятия предстоит разобраться прокуратуре — всех желающих на него не пустили, ссылаясь на эпидемиологический режим. А мы попытаемся понять из выступлений чиновников, зачем власти вообще запустили процесс преобразования дендросада, ведь судя по накалу страстей, этот вопрос волнует не только главного редактора NGS55.RU.
По словам заместителя министра природных ресурсов и экологии Омской области Александра Сердюкова, пять земельных участков, которые планируется передать под рекреационный комплекс «Старозагородный», относятся к дендросаду только де-юре. То есть сами чиновники дендросадом считают только ту его часть, которая находится за забором и за посещение которой сегодня нужно платить, а не площадку с Лебединым озером и памятником борцам революции.
— Комплексом, который имеет экологическую, эстетическую, культурную, историческую ценность, является дендросад имени Гензе. Территории, о которых мы говорим, не являются дендросадом имени Гензе. Ни Герберт Гензе, ни его коллеги не вели селекционную деятельность на этих территориях, там не существует наследия Гензе. Данная территория была включена в состав особо охраняемой природной территории с целью её защиты, выведения из гражданского оборота, чтобы в дальнейшем определиться, как её использовать, как её защищать, в какой мере она представляет ценность и каким образом её надо охранять и развивать, — заявил он.
Александр Сердюков подчеркнул, что «частично ландшафт требует рекультивации, облагораживания». Вариант позволить природе самой распоряжаться дендросадом, к чему призывают защитники дендросада, власти, похоже, даже не рассматривают. Аргумент, почему эту территорию нужно «очеловечить», — то, что она находится в развитом жилом микрорайоне.
— Поскольку это территория в центре города, поскольку там люди живут, мы считаем обоснованным использование её для экологического туризма <...>. Чтобы мы не просто как Кощей чахли над зеленью, а вовлекали в социально-экономическое развитие региона, страны. Мы видим здесь возможность использования территории помимо сохранения природных компонентов для организации отдыха, отдыха регулируемого, естественно, с определением допустимой антропогенной нагрузки, — добавил замминистра.
Александр Сердюков заявил, что сначала Минприроды даже не хотело заказывать экологическую экспертизу участков и, соответственно, проводить эти слушания, потому что площадь особо охраняемой природной территории не изменится ни на метр. Но в итоге обследование было поручено хабаровской МРОО «Рост регионов». О его результатах рассказала начальник отдела государственной экологической экспертизы, особо охраняемых природных территорий и экологического просвещения Минприроды Омской области Алина Симсиве. Если коротко, то эксперты считают, что смягчение режима охраны памятнику природы не повредит. С одной стороны, это позволит сохранить то ценное, что там есть, а с другой — восстановить то, что было утрачено.
Например, если среди растений редкие, эндемичные и реликтовые виды не выявлены, то среди насекомых на территории планируемого рекреационного комплекса обнаружены два краснокнижных представителя — бабочка махаон и стрекоза красотка-девушка. Были и другие, но менее приятные находки.
— В западной части обследуемого участка расположены несколько котлованов с установленными фундаментами из бетонных блоков. Планируемое когда-то строительство давно заморожено, а котлованы плотно заросли непроходимым кустарником. Данные котлованы, несомненно, должны быть убраны, а территория приведена в первоначальное состояние, — рассказала Алина Симсиве.
Чиновники видят будущий рекреационный комплекс как место для организованного, а не дикого отдыха, как сейчас. А это подразумевает строительство на заповедной территории капитальных объектов, проездов, парковок. Александр Сердюков уточнил, что они могут занимать не более 3% от общей площади «Старозагородного» (меньше половины футбольного поля). То, что здесь не будет ни коттеджей, ни торговых центров, гарантировали губернатор Александр Бурков и министр природных ресурсов и экологии Илья Лобов, а то, что будет, чиновники пообещали обсудить с горожанами. Надеемся, для этого подберут помещение повместительнее. Но зная, как трепетно омичи относятся к любым вмешательствам в зелёные зоны, стоило сначала поделиться с ними своими планами по разделению дендросада, а не ставить их перед фактом.