Культура Пугают светом и дикими голосами: как я сходила на хоррор-спектакль «Остров Рикоту» в «Пятом театре»

Пугают светом и дикими голосами: как я сходила на хоррор-спектакль «Остров Рикоту» в «Пятом театре»

Корреспонденту NGS55.RU Марии Носенко хотелось большего развития сюжета

В спектакле — история столичного журналиста Игоря Воеводина

Знаете ли вы, что хоррор на сцене театра — явление очень редкое? Тем не менее на омской сцене отважились сделать постановку в этом жанре, стараясь сделать не хуже, чем в кино. Наш корреспондент Мария Носенко сходила на премьеру «Острова Рикоту» (16+) в «Пятом театре» и рассказала, от чего ей становилось не по себе. Зеленые лица, дикие голоса и тревожные песнопения не хуже, чем в фильмах ужасов, — об этом читайте далее от первого лица.

Журналист оказывается в безвыходном положении

В «Пятый театр» омичи пригласили постановщика некоторых спектаклей петербургского БДТ им. Товстоногова Фамила Джавадова. Для своей работы Фамил отталкивался от одноименной российской пьесы, в экранизации которой снимались Татьяна Догилева («Последний богатырь. Наследие», «Вокзал для двоих») и Дмитрий Астрахан («Ты у меня одна», «Домашний арест»).

Хоррор на сцене ставят редко. Люди привыкли смотреть ужасы на большом экране, со спецэффектами и скримерами. Фамила Джавадова не испугал вызов устроить хоррор на сцене. Тем не менее постановщик понимал, что по-настоящему напугать зрителей будет тяжело. Для спектакля «Остров Рикоту» Фамил Джавадов выбрал поджанр хоррора — слоубёрнер. Это значит, что зрителей заставят держаться в долгом напряжении и думать о том, в насколько безвыходную и фатальную ситуацию попадает главный герой.

Большое место в спектакле отдается язычеству

Социальный подтекст — также один из маркеров слоубёрнера. Я всё время видела параллели с фильмом «Солнцестояние» Ари Астера. Если, например, в «Солнцестоянии» мы видим жажду научной наживы ученых-этнографов, которые приехали в шведскую деревню, то в «Острове Рикоту» — журналиста, который прибыл в русскую глубинку.

Главный герой, молодой журналист Игорь Воеводин, отправляется на дальневосточный остров Рикоту, чтобы написать очерк о жизни в глубинке. Всем своим видом показывая, что ему скучно разговаривать с местными, которые ничего в своей жизни не видели, кроме водорослей и рыбы, он считает минуты до своего отъезда. Мысли в первые полчаса спектакля у меня были только о том, что такого журналиста не будет держать у себя ни один работодатель.

Постановщик сделал яркий визуальный контраст: начиная от разницы в одежде столичного парня и местных и заканчивая умственными способностями. Игорь, поселившийся в заброшенном доме, яркое пятно в желтой куртке, кажется зрителю ненужным здесь элементом. Жители глубинки другого мнения — им нужно во что бы то ни стало оставить Игоря у себя навсегда.

Так выглядело жилище главного героя — заброшенный дом

На острове Рикоту живут 15 человек, и каждый из них — звено в одной цепочке. Среди секретов местных — поклонение матери-земле, ломаные танцы, песнопения на жутком языке и следование одной миссии. Жителям нужно продолжать род. Как и в «Солнцестоянии», для этого герои готовы околдовать нужного мужчину чаем с травами, ничуть не устыдившись.

Я бы назвала этот спектакль «Солнцестояние по-русски». В работе показали русскую хтоничность: облезлый и заброшенный домик, заросли травы, удаль и любовь к спиртному. Это пейзажи, далекие от того, что находится в европейской солнечной глубинке фильма Ари Астера.

Без слов понятно, что речь идет именно о русской глубинке

Хочется отметить игру Вероники Крымских, которая играла девушку Аню. Именно она околдовывает журналиста. Девушка показала, как самый тихий и скромный человек может сделать непоправимые вещи. Отдельная любовь — персонаж Сергея Худобенко, который играет Тимофеева. Сумасшедший сторож, повсюду видящий опасность, вызывает и сочувствие, и раздражение.

С каждой минутой всё больше проявляется хоррор: в зеленом свете, который направляют на островитян, в их изменяющемся и жутком голосе и в том, как ужас постепенно накатывает на московского журналиста. Здесь нет места крови, бензопиле и призракам. Как и в фильме Ари Астера, психика главного героя ломается, он становится медлительным и флегматичным.

На этом повествование обрывается, а так хочется, чтобы журналист отомстил за свою несвободу! За то, что его лишили работы и воли, заточив на острове. Полутора часов мне было мало, хоть концовка и логичная. Кажется, что Игорь не выберется никогда. Лишь его фраза про то, как он хочет починить лодку соседа и помочь ему, наводит на мысли о его адекватности.

Почитайте другие рецензии омских спектаклей на нашем сайте:

А вы пойдете на спектакль «Остров Рикоту»?

Да, стало интересно
Нет, не хочу
Еще не знаю
Уже был (-а), и мне понравилось
Уже был (-а), и мне не понравилось
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Свежесть пройдет, а ущербность останется»: краевед раскритиковал ремонт 70-летнего дома в Нефтяниках
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Животные — это не дети»: как омичка с кошкой четыре месяца искала съемную квартиру
Анастасия Чеснокова
Корреспондент
Рекомендуем
Знакомства
Объявления