Знаете ли вы, что хоррор на сцене театра — явление очень редкое? Тем не менее на омской сцене отважились сделать постановку в этом жанре, стараясь сделать не хуже, чем в кино. Наш корреспондент Мария Носенко сходила на премьеру «Острова Рикоту» (16+) в «Пятом театре» и рассказала, от чего ей становилось не по себе. Зеленые лица, дикие голоса и тревожные песнопения не хуже, чем в фильмах ужасов, — об этом читайте далее от первого лица.
В «Пятый театр» омичи пригласили постановщика некоторых спектаклей петербургского БДТ им. Товстоногова Фамила Джавадова. Для своей работы Фамил отталкивался от одноименной российской пьесы, в экранизации которой снимались Татьяна Догилева («Последний богатырь. Наследие», «Вокзал для двоих») и Дмитрий Астрахан («Ты у меня одна», «Домашний арест»).
Хоррор на сцене ставят редко. Люди привыкли смотреть ужасы на большом экране, со спецэффектами и скримерами. Фамила Джавадова не испугал вызов устроить хоррор на сцене. Тем не менее постановщик понимал, что по-настоящему напугать зрителей будет тяжело. Для спектакля «Остров Рикоту» Фамил Джавадов выбрал поджанр хоррора — слоубёрнер. Это значит, что зрителей заставят держаться в долгом напряжении и думать о том, в насколько безвыходную и фатальную ситуацию попадает главный герой.
Социальный подтекст — также один из маркеров слоубёрнера. Я всё время видела параллели с фильмом «Солнцестояние» Ари Астера. Если, например, в «Солнцестоянии» мы видим жажду научной наживы ученых-этнографов, которые приехали в шведскую деревню, то в «Острове Рикоту» — журналиста, который прибыл в русскую глубинку.
Главный герой, молодой журналист Игорь Воеводин, отправляется на дальневосточный остров Рикоту, чтобы написать очерк о жизни в глубинке. Всем своим видом показывая, что ему скучно разговаривать с местными, которые ничего в своей жизни не видели, кроме водорослей и рыбы, он считает минуты до своего отъезда. Мысли в первые полчаса спектакля у меня были только о том, что такого журналиста не будет держать у себя ни один работодатель.
Постановщик сделал яркий визуальный контраст: начиная от разницы в одежде столичного парня и местных и заканчивая умственными способностями. Игорь, поселившийся в заброшенном доме, яркое пятно в желтой куртке, кажется зрителю ненужным здесь элементом. Жители глубинки другого мнения — им нужно во что бы то ни стало оставить Игоря у себя навсегда.
На острове Рикоту живут 15 человек, и каждый из них — звено в одной цепочке. Среди секретов местных — поклонение матери-земле, ломаные танцы, песнопения на жутком языке и следование одной миссии. Жителям нужно продолжать род. Как и в «Солнцестоянии», для этого герои готовы околдовать нужного мужчину чаем с травами, ничуть не устыдившись.
Я бы назвала этот спектакль «Солнцестояние по-русски». В работе показали русскую хтоничность: облезлый и заброшенный домик, заросли травы, удаль и любовь к спиртному. Это пейзажи, далекие от того, что находится в европейской солнечной глубинке фильма Ари Астера.
Хочется отметить игру Вероники Крымских, которая играла девушку Аню. Именно она околдовывает журналиста. Девушка показала, как самый тихий и скромный человек может сделать непоправимые вещи. Отдельная любовь — персонаж Сергея Худобенко, который играет Тимофеева. Сумасшедший сторож, повсюду видящий опасность, вызывает и сочувствие, и раздражение.
С каждой минутой всё больше проявляется хоррор: в зеленом свете, который направляют на островитян, в их изменяющемся и жутком голосе и в том, как ужас постепенно накатывает на московского журналиста. Здесь нет места крови, бензопиле и призракам. Как и в фильме Ари Астера, психика главного героя ломается, он становится медлительным и флегматичным.
На этом повествование обрывается, а так хочется, чтобы журналист отомстил за свою несвободу! За то, что его лишили работы и воли, заточив на острове. Полутора часов мне было мало, хоть концовка и логичная. Кажется, что Игорь не выберется никогда. Лишь его фраза про то, как он хочет починить лодку соседа и помочь ему, наводит на мысли о его адекватности.
Почитайте другие рецензии омских спектаклей на нашем сайте:
А вы пойдете на спектакль «Остров Рикоту»?