Культура мнение «Чувствовала, что меня вот-вот прикончат»: три причины обратить внимание на спектакль «Гедда Габлер» в «Пятом театре»

«Чувствовала, что меня вот-вот прикончат»: три причины обратить внимание на спектакль «Гедда Габлер» в «Пятом театре»

Актриса стреляла вхолостую и целилась в грушу на голове коллеги

Главная героиня, Гедда Габлер — своенравная и яркая девушка

Давно ли у вас поднималась тревога и животный страх от того, что вы просто сидите на спектакле? Они могут появиться прямо во время постановки «Гедда Габлер» (16+), премьера которого недавно прошла в омском «Пятом театре». Наш корреспондент Мария Носенко побывала на показе и рассказала, что наблюдала за актерами безотрывно. Как актриса, играющая главную роль, стреляла вхолостую и почему казалось, что на сцене произошла реальная трагедия, — читайте ниже.

Часто герои норвежского драматурга Генрика Ибсена (автора пьесы «Гедда Габлер») — страдающие люди, которые не могут терпеть фальшивости окружающих. Им настолько невыносимы формальные приветствия, вежливость и учтивость, что хочется не просто заткнуть уши, а исчезнуть. Такова и суть Гедды Габлер, замужней женщины около 30 лет. Одноименное произведение было написано в далеком XIX веке, но действие спектакля происходит, очевидно, в наши дни. Здесь вместо писем — электронная почта, вместо рукописи — файлы на ноутбуке. И комичности здесь нет места: такой разбег во времени выглядит естественно, и вот по какой причине.

Нашлось место и романтическим чувствам

В основе сюжета — переживания женщины, которая чувствует себя одинокой среди чужих. Дерзость, уверенность и самобытность против обыденности, спокойствия и размеренности. Никого не напоминает? Это и Базаров Тургенева, и мцыри Лермонтова, и Катерина Кабанова Островского. Гедда Габлер прямо говорит, что не любит свою жизнь, своего мужа и скуку, в которой живет. Раскрывается такая правда только в диалогах тет-а-тет. Среди толпы же Гедда и сама надевает маску. Тем не менее вольный характер героини делает сюжет вечным. Пусть «Гедду Габлер» будут ставить и через сто лет, пьеса не станет менее актуальной.

Бывает так, что мое впечатление от спектакля напрочь убивают костюмы актеров или нелепые декорации. Терпеть не могу, когда актрису, играющую какую-нибудь богатую барышню, одевают в синтетику. Постановку «Гедды Габлер» я могу назвать стильной и минималистичной, и это первая причина, по которой на него стоит обратить внимание. Белые рубашки, черные пиджаки и темные платья не отвлекают от главного — психологизма. Локации не сменяют друг друга, лишь временами герои переставляют местами цветы, диван и стулья. Здесь, чтобы увлечься спектаклем, нужно обращать внимание на диалоги, ужимки, мимику и жесты. Понять героев сложно. В этом плане «Гедда Габлер» сродни пьесам Чехова.

Актеры очень пластичны

В этой сложности как раз и кроется вторая причина, почему может заинтересовать спектакль. Вспомните, как противоречива Раневская из чеховского «Вишневого сада»: какая она теплая, ранимая, готовая отдать все деньги другим людям, но в то же время расточительная и легкомысленная. Контрасты есть и у Гедды Габлер. Она жестоко уничтожает рукопись своего бывшего любовника Левборга, в то же время старается быть любящей и верной женой Тесману. Кроме того, крутой ход — изображать телесную ломку в те моменты, когда герои не могут вынести тот или иной момент. Например, когда нужно ждать любимого человека или когда окружающие ведут себя слишком вежливо и неестественно.

В спектакле важный момент касается естественности

Третья причина — стертость границ реальности и театра. И это, в отличие от всего остального, заставило меня втянуться в кресло поглубже. Почувствовать это помогает натурализм: актеры едят настоящее варенье (и даже предлагают его зрителям) и фрукты, топят настоящий ноутбук в воде. А еще, кажется, что по-настоящему стреляют, и от этого я чувствовала себя напряженно. Казалось, что меня вот-вот прикончат, когда Дмитрий Макаров в роли судьи Бракка прохаживался мимо первого зрительного ряда с грушей на голове, а Полина Романова в роли Гедды целилась в нее. Периодически она стреляла вхолостую назад. То же касается и финальной сцены, когда, по сюжету, происходит трагедия. Актеры Дмитрий Макаров и Алена Фёдорова заставили меня нервничать. Потому что именно так реагируют люди, когда испытывают настоящий шок, а не театральный.

Словно читая мои мысли, в конце спектакля на экран вывели отрезвляющую надпись «вы находитесь в театре». Я же, выходя из здания «Пятого театра», решила пройтись по улице и выдохнуть. А это значит, что спектакль задел меня за душу. Выполнил ту задачу, которую ставит перед собой настоящее искусство.

Пойдете ли вы на спектакль «Гедда Габлер»?

Да
Нет
Уже ходил(а)

Ранее на нашем сайте выходила рецензия на спектакль «Любовь и голуби» в омском драмтеатре.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Как в России в 90-е: гражданка Турции — о стремительном росте цен в ее стране и потере статуса бюджетного курорта
Анна Фархоманд
Мнение
«Работа учителя — это ад»: педагог — о причинах своего решения навсегда уйти из профессии
Ирина Васильева
тюменская учительница
Мнение
По дороге чуть не задушила жаба: во сколько россиянам обойдется путь по платным трассам к Черному морю
Диана Храмцова
выпускающий редактор MSK1.RU
Мнение
«Орут, пристают и чуть ли за руку не хватают»: журналист — о громком скандале Грефа с бомбилами
Александра Бруня
Корреспондент
Мнение
«Мы тоже люди»: сотрудница пункта выдачи — о штрафах за отзывы, неадекватных клиентах и рейтингах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства