В Омской области живёт совсем немного курдов — около 200 человек. Но несмотря на их немногочисленность, сегодня я решил рассказать именно о них. Я знал об этом народе мало — курды воинственны, они преимущественно мусульмане, а их родина находится примерно между Турцией и Сирией. Если вбить в любом поисковике запрос «курды» и зайти в картинки, то на каждой второй фотографии будет изображен мужчина в цветастой арафатке с автоматом. А на каждой третьей — красивая девушка. Тоже с автоматом.
Поговорить о том, как представителям этого древнего народа живется в Омске, об их культуре и традициях я решил с председателем курдской национально-культурной автономии в Омске Мусой Махсоевым. Он называет себя первым сибирским курдом и основателем курдской автономии в Омске.
— Я приехал в Омск в 1994 году. И остался здесь жить. Мне нравится этот город, и я вижу в нем перспективы. Вообще нас немного здесь живет. Я да моя семья. Если по области, вместе с курдами-езидами кругом-бегом собрать, то получится человек 150–200 всего. А чисто курдов — 50, — начинает рассказ Муса.
— А кто считается «чисто курдом»?
— У нас есть разделение по религии. Езиды — это солнцепоклонники. Курды, в основном, это всё-таки ислам. Курдов 40 миллионов на планете, большинство из них мусульмане, хотя есть и христиане, и католики, и вот езиды.
Новая жизнь в Омске
Муса раньше жил в Казахстане, в городе Шымкент, куда его род попал после депортации в 1936 году. Он с детства занимался боксом и борьбой. Приехав в Москву на соревнования, Муса встретил там товарища, который позвал его вместе заниматься бизнесом в Омск. Для мужчины, который планировал быть тренером по боксу, это было ответственное решение, но на тот момент СССР уже развалился и у коммерции было больше перспектив.
— Я про Омск даже не знал ничего. Я слышал про Томск, а про Омск нет. Приехал сюда, нашел друга, начали заниматься бизнесом. Встретил тут супругу. Мне было 23, а ей 17. Пришлось ждать, когда ей 18 исполнится. Она русская, но похожа на нашу, — смеётся Муса.
Муса живет с женой уже 25 лет. Его супруга сама решила принять ислам и соблюдать традиции, которые приняты в народе у мужа. Сейчас у них трое детей. Как говорит Муса, это еще не много, у его родителей было 14 детей — девять сыновей и пять дочерей. Его маме присвоили статус матери-героини.
Старшему сыну Мусы Дауду 17 лет. Он был первым рожденным в 2002 году в Омске мальчиком. Парень серьезно занимается баскетболом. Его даже приглашали в Майами, но отец был против переезда сына в штаты. Сейчас Дауд решил поступать в МГИМО. Младшему сыну Саиду 12 лет, парень тоже растет спортсменом и занимается дзюдо. У Мусы также есть дочь. Не так давно она вышла замуж. Девушка учится в медакадемии на стоматолога.
Муса рассказывает, что раньше среди курдов была распространена профессия чабана, или пастуха. Им работал и его отец, и в те времена это было почётно. Сейчас многие курды в России занимаются бизнесом, а также среди них есть фермеры, ученые и врачи. Зять Мусы тоже врач.
История
Курды — ближневосточный этнос, живущий в основном в восточной части Турции, западном и северном Иране, а также в северной Сирии. О происхождении этого народа есть множество гипотез. В том числе, существует версия происхождения от скифов. Слово курд в раннем средневековье означало оседлое иранское население, кочевых горцев, живущих в шатрах на западе Иранского плато. Курдами могли назвать любое ираноязычное племя, соответствовавшее этим характеристикам. Под ними понимали иранские народности, широко расселившиеся в горах Загроса, Верхней Месопотамии и на Армянском нагорье, хотя у них были разные языки: курманджи, зазаки, сорани, лаки, келхури, горани, авромани.
Курды до сих пор представляют собой собрание многочисленных и разнородных племён. Курдский историк XVI века Шараф-хан Бидлиси писал, что курды разделяются на четыре народа: курманджи, луры, келхури и гурани. Племенная принадлежность очень важна в традиционном курдском обществе.
Курды в России
Часть курдов стали российскими подданными после вхождения в состав Российской империи Грузии (1801 год), а также Гянджинского, Карабахского и Шекинского ханств. Были и курдские переселенцы, бежавшие в Азербайджан и Армению от притеснений иранских и турецких властей и в поисках лучших пастбищ.
К концу XIX века из Турции и Ирана курды массово переселялись в Закавказье из-за неурожаев и голода. В 20-х годах советская власть интересовалась курдами, но отношения с первым президентом Турецкой Республики Кемалем Ататюрком ценились выше. Москва держалась нейтралитета, не оказывая поддержки ни курдам, ни туркам. А вот к борьбе курдов против британцев в СССР относились с пониманием и поддержкой.
С 1937 по 1944 год курды Армении, Азербайджана и Грузии были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию. Оттуда в 90-е годы они мигрировали на юг России. Согласно переписи 2010 года, в России проживает 23,2 тысячи курдов. Езидов, которых считали отдельно, — чуть более 40 тысяч.
Традиции и свадьба
— Я знаю много традиций. Мне самому это интересно. Много со свадьбой связано. Например, когда невесту забирали из дома, то парни со стороны жениха крали оттуда подушки. А еще жених с другом залазил на крышу дома невесты с яблоками. Идёт невеста, а жених с другом начинали кидать в неё яблоками. И кидали серьезно. Невеста должна была спрятаться под поднос. Кто умнее, разрезал яблоки, они при попадании разбивались. Это традиция от библейских притч. Так женщину наказывают за то, что когда-то Ева взяла яблоко у змея. Женщина во всём виновата, значит. Эта традиция и сейчас есть, — со смехом рассказывает Муса.
Свадьбу курды празднуют два дня. Сейчас многие правила смягчились. Раньше было недопустимо, чтобы жених с невестой сидели за одним столом. Сейчас это уже нормально.
Когда невесту провожали из дома, она всегда была в красном платье, а на второй день, когда её встречал жених, — в белом. Сейчас на цвет не обращают внимания, но чаще всего курдские невесты выбирают именно красные платья. На свадьбах всегда очень много гостей. Во время празднования принято танцевать гованд — курдский народный танец. Мужчины и женщины становятся в круг и танцуют, взявшись за руки. Гости приносят подарки, как правило, деньги.
Была распространена и традиция воровства невест. Но зачастую это происходило по договоренности, и девушка знала, где и кто ее сворует. Братья невесты сразу же начинали её искать, но когда она сообщала, что любит мужа и согласна на свадьбу, то между семьями начинались переговоры. За невесту назначается калым — 2–3 тысячи долларов. Но на приданое невесты тратится во много раз больше. Как правило, молодые сразу живут отдельно, им дают всё необходимое — от микроволновки до машины.
К смешанным бракам курды относятся спокойно. Если двое полюбили друг друга — это судьба. Какая разница, какой они веры и национальности?
Раньше о браке часто договаривались заблаговременно, когда молодым было по 10–12 лет. Заключались браки и между дальними родственниками. Бывало, что молодые даже не видели друг друга до свадьбы. В эру интернета всё стало проще, и парень с девушкой знакомятся и переписываются самостоятельно.
— С одной стороны это хорошо, а с другой стороны мне нравились старые жесткие традиции. Вот, допустим, я отец жениха. Невестка со мной вообще не разговаривает. Она не садится около меня, не кушает. Даже телевизор не будет смотреть рядом. Это уважение. И я её уважаю. Всё, что дома есть — всё для неё. Сейчас молодые испортились, сами не готовят. Согласитесь, это же приятно — ты пришел, а невестка за тобой ухаживает, наливает чай. Отец, когда умер, то его старшая невестка прожила в доме 50 лет. Она с ним ни разу не разговаривала. Говорила с ним только через маму. Стеснялась, — вспоминает Муса.
По словам мужчины, среди курдов много долгожителей. Старики стараются вести достаточно активный образ жизни. Они участвуют в жизни семьи.
Дом и кухня
— Обычно у курдов принято сидеть на полу. Называется «курпача», это узкий цветной матрас с подушками. На нём сидят за столом. Посередине дастархан. Так можно долго просидеть. А точнее, расположиться полулёжа. Удобно, ноги не затекают. У меня мама, 83 года, до сих пор так сидит, не на диване, — смеется Муса.
Он перечислил труднопроизносимые для русского человека названия курдских блюд, вспомнил про свежее жареное баранье мясо, тефтели и кисломолочный суп с зеленью, похожий на окрошку.
Курды не только воевали, но и дружили со своими турецкими, арабскими, грузинскими, армянскими и иранскими соседями. У них они перенимали и рецепты. Блюда курдской кухни в первую очередь состоят из тех ингредиентов, которые мог себе позволить кочевой народ, — мясо, молочные продукты и хлебобулочные изделия.
Кочевники всегда были готовы сорваться с места, поэтому они запасались каурмой — курдским соленым мясом. Его рецепт практически не изменился за тысячелетия — баранину или говядину нарезают кусками и обжаривают на животном жире.
Наиболее популярно среди курдов кислое молоко и продукты с ним, например, катык. Для этого блюда заквашивают топленое молоко. Если катык развести холодной водой, то получится акилмаст — напиток, который хорошо утоляет жажду. Курдский сыр тоже изготавливают из катыка. Его разливают по специальным мешочкам, затем подвешивают на жерди и дают стечь сыворотке.
Народная кухня Курдистана изобилует рецептами молочных и мясных супов с добавлением крупы, лапши, риса, овощей и чечевицы.
А еще, как признается Муса, курды любят сладкое, особенно изделия из теста со сладкими начинками. Лакомства курды запивают чаем или кофе.
Воинственность
«Курды — народ беспощадный к врагу, но ненадёжный для союзников. Уважают они только себя и старших. Война — их прямая врождённая потребность и поглощает все интересы», — писал доктор медицинских наук Эриксон в своей работе по этнопсихологии.
Насколько верно это изречение, написанное в начале XX века, сегодня — сложно сказать, но нужно отметить, что курды никогда не жили при собственной централизованной власти. В итоге в этом гордом и воинственном народе каждый мнит себя вождем.
Муса соглашается, что его народ всегда имел славу сорвиголов и воинов.
— Отец любил говорить: «Курд сперва стреляет, а потом думает». Мы горячие, вспыльчивые. Можем натворить дел, а потом сидеть и думать: «Что я наделал, можно же было по-другому вопрос решить», — с улыбкой говорит мужчина.
Воинственность курдов не снижалась на протяжении всей их бурной и кровавой истории. Обычная жизнь курдов была постоянно связана с конной ездой, владением оружием, набегами и охотой. Не стоит забывать и про обычай кровной мести. Мстили не только кровнику, но и всей его семье. Месть, длящаяся по нескольку десятков лет, истребляла целые семейства.
— Самая сильная и надежная сила в борьбе с терроризмом — курды. На востоке во всех горячих точках воюют курды и воюют беспощадно. За идею, — говорит Муса.
Курдские мальчики готовились стать воинами с раннего детства. Их учили состязанию на копьях, верховой езде и стрельбе. Курды всегда были великолепными всадниками и пользовались спросом у восточных правителей. Курдскую конницу в 20-е годы сформировали даже англичане. Они называли её «курдлеви» — «курдские львы». А сами англичане вспоминали, что курд с детства учится управляться с конем и оружием и никогда не позволит другому человеку сесть на своего коня. В почете была и джигитовка.
Воинские качества курдов отмечают и в наше время.
— Курды — очень мужественный народ, героический. Они воюют очень самоотверженно, не жалея себя. Это серьезная сила в борьбе с терроризмом на Ближнем Востоке, — заявил на одной из пресс-конференций Владимир Путин.
Муса добавляет, что для курда раньше всегда были важны борода и усы. Они являлись признаком мужчины и воина. Сейчас, с приходом моды на бороды, эта традиция обесценилась.
Религия
Большинство курдов — мусульмане-сунниты. Наиболее своеобразной конфессией являются езиды, исповедующие религию, ведущую происхождение от учения арабского шейха Ади.
Езидизм сочетает элементы зороастризма, христианства, иудаизма и ислама. Они верят в существование единого Бога и его семи ангелов, главным из которых является Малак Таус. Также курды исповедуют христианство. В основном это католики и представители церквей халдеев, ассирийцев и сиро-яковитов. Курды-христиане проживают в странах СНГ, Европы и Америки, но есть общины в Северном и Западном Курдистане.
Женщины
Отдельно хочется упомянуть о курдских женщинах. Они свободные и независимые. Курдские женщины никогда не закрывали своих лиц. Это говорит о уважении и доверии курдов к своим женам и сестрам.
В отличии от представительниц других народов, среди курдов считается похвальным женская воинственность. Жена курда — это не только любимая женщина, но и боевой товарищ. Когда мужчина отправлялся на войну, женщины дома защищали скот и хозяйство. Курдские женщины славятся своим умением владеть оружием, и если раньше в ходу была дубинка, то сейчас её место занял автомат.
Одежда
Мужская одежда как правило темных тонов, но зато практична и удобна. В такой можно и в пир, и в мир, и в добрые люди. И на войну. Широкие и удобные брюки — лучшая одежда для курда. Они не сковывают движений, в них удобно и ходить пешком, и скакать на коне. Женский наряд тоже достаточно строг.
Сейчас курды одеваются по европейской моде. Они любят классику, модные бренды и дорогие аксессуары.
Праздники
— Наурыз — это самый главный большой праздник. Моего отца звали Наурыз. Накрывают огромные столы, всех бесплатно угощают, через огонь прыгают. Музыка, борьба, скачки на конях, танцы, игра на национальных инструментах, — рассказал Муса и добавил, что помимо Наурыза отмечаются государственные и мусульманские праздники.
Культура
«Пусть и горный волк не будет одиноким. Жаль волка!» — курдская пословица.
Герои курдского эпоса неразрывно связаны с родной общиной. В своих сказках и легендах курды воспевают подвиги героев. Они возвеличивают храбрость, доблесть, мужество и осуждают трусость, подлость и предательство. Призывают быть непримиримыми и беспощадными к врагу. У курдов есть песни-сказы. Они связаны с реальными событиями и героями. В них чаще всего повествуется о пастухах, скотоводах и охотниках. А самая популярная тема — освободительная борьба и объединение всех курдов. Также курды очень любят волков и сопоставляют себя с этим сильным и умным зверем. В кабинете Мусы стоит скульптура с этим хищником.
Отдельно стоит упомянуть про воинственные песни. Курды идут в атаку с песней, а иногда и под пение специальных певцов-дангбежей. Во время кавалерийских атак курды исполняли и особую воинскую музыку «сияри» или «джанги». Сам я её не слышал, но надо думать, что их врагам не очень нравилось.