Что мы представляем, когда слышим фразу «уйти в монастырь»? Черные рясы, тяготы, лишения и тяжелый труд? Или же уход от прежней жизни, служение богу и отказ от всех соблазнов? Раньше в монастыри ссылали неугодных людей или опостылевших жен, там прятались беглые преступники или попавшие в опалу правители. Но всегда жизнь монастырей была закрытой. Её защищали от посторонних глаз высокие стены обители и молчание братии. Корреспондент NGS55.RU Александр Зубов и фотограф Иван Рейзвих отправились в Свято-Никольский мужской монастырь и выяснили, как живут в монастыре в наши дни.
Свято-Никольский монастырь находится в деревне Большекулачье в 30 км от Омска. Его невозможно не заметить. На трассе стоят указатели и два креста-голубца, а сверкающий на солнце купол храма виден издалека.
Иеромонах Афанасий служит в монастыре с 2006 года. Он встретил нас у входа и проводил в храм. Начать наше знакомство с монастырем он решил с истории. Первое упоминание о храме на этой территории относится к 1751 году — здесь был построен деревянный храм в честь святого, который является одним из самых почитаемых во всем мире, — святого Николая. В 1793 году старый деревянный храм снесли и построили каменный. Но в 1936 году его закрыли и частично разрушили. Было пять попыток полного уничтожения храма, но сделать это не удалось. Монастырь здесь начал действовать с 1995 года.
— Раньше храмы строили основательно, на века. Старожилы говорят, что в кладке применяли куриные яйца. Здесь во время колхоза сделали зернохранилище. А в 1995 году на месте старого храма построили новый, — рассказал отец Афанасий.
Изменить историю
— Чем вы занимались до того, как начали служить?
— Лучше не рассказывать.
Мужчина неохотно делился историей своей мирской жизни. По его словам, мама еще в детстве сказала ему, что он будет жить в монастыре. Родился отец Афанасий в Ленинградской области, и в его жизни «были сроки, которые нужно было пройти». Раньше он служил в другом монастыре, а потом перешел в Свято-Никольский монастырь.
— Кем был человек в прошлой жизни, не важно. Главное — покаяние. В истории множество случаев, когда люди далекие от церкви становились святыми. Вот икона преподобного Моисея Мурина. Раньше он был разбойником. Но рассказать о прошлой жизни человек должен. Это предусматривает покаяние. С божьей помощью человек может изменить свою жизнь и стать новым человеком, изменить свою историю, — пояснил старший священник.
Искус
Каждый человек, решивший поступить на служение в монастырь, проходит «искус». Он работает в монастыре, а в это время за ним наблюдают и оценивают его. Сам он тоже понимает, подходит ли ему такая жизнь. Если он справляется и хочет остаться, то получает благословение на постриг. После пострига человек зачисляется в братию. Испытательный срок может быть от полугода до пяти лет. Сперва человек становится трудником, затем ему дают благословение на ношение подрясника, и он становится послушником.
— Уставы в каждом монастыре свои. Потому и говорят, что со своим уставом в чужой монастырь не ходят. У нас подъем в 6:15, в 7 утра начинается священнослужение, затем различные послушания — работы, уборка монастыря, работы в трапезной и пекарне. Братия задействована на всех фронтах, — объяснил отец Афанасий.
Женщинам на территории монастыря можно пройти только в храм, в трапезную для паломников или гостиницу. Не запрещается также погулять вокруг храма, но к кельям и местам, где работают мужчины, доступ для них закрыт.
Иконописец Ангел
В 2002 году закончились строительные работы в храме и роспись стен и свода. Росписью занимался специально приглашенный болгарский иконописец, которого звали Ангел. Отец Афанасий много и с удовольствием рассказывал о росписи храма и иконах. Внутри действительно очень красиво.
Священник также объяснил, почему в иконах не соблюдаются пропорции. По его словам, икона должна нести духовную силу святого, который на ней изображен, а не быть его точным портретом.
Старинный стиль иконописи нравится ему больше, чем современный, который полюбился католикам и отличается тем, что святые изображаются изнеженными и пресыщенными.
Иконы как комиксы
— Эти маленькие иконы называются клеймы. Наглядное житие святых. Это икона святого Николая. Эти маленькие иконочки показывают моменты из его жизни: рождество, крещение, отрочество. Всё, от рождения до смерти. Вот, например, фрагмент, где святой Николай защитил разбойника от казни. Эти иконы помогали людям в те времена, когда было мало книг и грамотных людей, в том, чтобы узнать и изучить писание и жизнь святых. Сейчас популярны комиксы, истории в картинках с минимумом текста, а ведь эта культура тоже где-то брала начало, — рассказал отец Афанасий.
Фреска с лестницей изображает восхождение монахов к богу. А бесы им мешают и пытаются сбросить монахов с пути восхождения. Иногда им это удается, и такие случаи, по словам священника, нередки.
Если бы не монастырь, то моя жизнь могла бы закончиться трагически.
Show Must Go On
Монашеская жизнь основана на трех обетах: безбрачии, послушании и нестяжании. Все это требуется для отказа от мирской жизни и максимального посвящению себя служению богу. Монахам сейчас не запрещается общаться с семьей, но это происходит с благословения настоятеля. Отец Афанасий объяснил, что иногда старая жизнь подталкивает к старым грехам. Раньше, по словам монаха, с этим было строже. Сейчас многие правила смягчились. Современная жизнь меняет какие-то устоявшиеся правила, но это не всегда плохо, считает он. Старший священник активно пользуется интернетом, смартфоном и другими гаджетами.
— Вы любите музыку?
— Да. Я, бывает, слушаю и современную музыку. Но вообще я люблю рок.
— Могли бы назвать три любимых песни? Хит-парад от отца Афанасия.
— Bon Jovi «It's My Life», Queen «Show Must Go On» и The Cranberries «Zombie». Это классика.
— А современные фильмы вам нравятся?
— Да, я люблю вселенную Marvel. Последний понравившийся мне фильм — это «Мстители: Война бесконечности».
Прогулка по монастырю
Первое, что видит человек, входящий в ворота монастыря, — это сторожка привратника. В ней находится сторож, который охраняет монастырь и следит за порядком на территории.
Чуть поодаль — здание музея обители. Пока он готовится к открытию и наполняется экспонатами.
— Вырос и жил я в Казахстане, работал водителем. Жена умерла, решил ехать сюда. У меня там остались дочка и внуки. Зовут меня обратно, но я пока решил быть тут. Я когда сюда попал…Тут такая благодать. Воздух другой. Здесь я уже девятый месяц. Сначала я работал на общих работах, теперь я привратник — охраняю монастырь, — рассказал 63-летний Сергей, который, по словам отца Афанасия, занимает вторую по значимости должность в монастыре.
— По чему скучаете из прошлой жизни?
— По рулю скучаю…По машинам.
Следить за территорией Сергею помогают служебные коты. Других животных в монастыре не держат. Но этим живется неплохо — об этом говорят толстые бока и полные миски.
Неподалеку от храма есть иконная лавка. В ней прихожане могут купить различные церковные товары. Попасть в нее можно и снаружи, и с территории монастыря.
Кирпичное здание — это корпус с кельями, в которых живет братия. Сейчас в монастыре служат четыре монаха в священном сане и пять пострижеников. Самому молодому служителю 27 лет — он учится в семинарии. Есть и свой старец — 82-летний иеромонах Василий. Он живет в отдельном домике и каждый день приходит на службы и помогает в работах. В основном в братии состоят люди в возрасте от 30 до 60 лет.
— Самое большое количество монахов и послушников — в настоящее время. Сейчас говорить о чем-то более масштабном не стоит. Сами знаете, как мало сейчас людей даже просто ходят в церковь. Кого Господь призовет, тот здесь и остается. Времена возрождения монашеской жизни прошли. Наша обитель очень молодая. Я был на Валааме, в других старых монастырях, — там все масштабнее. У нас здесь все в миниатюре, — пояснил отец Афанасий.
Храм — это центральное место нашей жизни, как завод на производстве. То, вокруг чего здесь всё крутится.
На случай приезда высоких гостей есть игуменский дом — гостевой дом для начальства. Сейчас он пустует, и внутрь попасть не удалось.
Своя кухня
Отдельно от храма, за забором — территория с хозпостройками. Здесь есть своя трапезная и кухня, на которой кашеварит Дмитрий, который не так давно попал в монастырь.
— Каши, супы, рыба жареная, иногда мясо. Самое любимое блюдо у всех — это борщ, — рассказал отец Афанасий.
Дмитрий же был немногословен.
— Могли бы рассказать, чем занимались раньше, почему решили стать монахом?
— Об этом — только на исповеди.
— А о чем из прошлой жизни скучаете?
— Пока неясно.
— Вам бы в шпионы. Цены бы вам не было.
— Возможно.
При монастыре действует небольшая пекарня. Раньше здесь хотели наладить крупное производство, но по различным причинам эту идею оставили. В ней работает 45-летний Игорь, выпекающий для братии хлеб и просфоры. По словам пекаря, ремеслу его научила жизнь.
— Сначала в армии отслужил десять лет, потом по России странствовал — от Москвы до Владивостока. Я собрал жизненный опыт какой-то, попутешествовал. Это все нужно было обдумать. Поэтому я здесь. Единственное, чего поначалу не хватало, это мирской суеты.
— Хлеб вкусный у вас?
— Да обычный, нормальный…
За разговором наблюдал отец Афанасий.
— Хлеб своеобразный у нас. Я такой не люблю. Я люблю другой хлеб. Игорь старается. Я не ругаю, ничего…Просто у меня вкусовые предпочтения другие, — подключился к разговору он. Игорю отзыв начальства явно пришелся не по душе.
Во дворе стоит баня, хозпостройки и техника, которая помогает монахам в работе и хозяйстве. Как объяснил старший священник, прогресс им не чужд. Если вещь приносит пользу и не идет вразрез с верой, то почему ею не воспользоваться? Хотя, по словам мужчины, до сих пор есть монастыри, где не используют даже электричество и ездят на лошадях, а новинки прогресса под запретом.
Для прихожан и паломников неподалеку от главного входа в монастырь есть гостиница с приемлемыми расценками — 250 рублей за сутки. Там же находится столовая для прихожан, где по воскресеньям угощают чаем. В этом месте также проводят праздники, иногда сюда приезжают барды, музыкальные коллективы и исполняют свои песни.
«Побудь здесь»
— Был женат. Семья разрушилась. У меня есть сын. Когда мы разошлись, он был маленький еще. Я раньше же не ходил в церковь. Сколько было возможностей прийти в храм. Я был крещеный, носил крестик. Но носить часы — не значит быть часовщиком. Мне рассказал про монастырь племянник. Он здесь сам был трудником. Говорит: «Побудь здесь». И вот я здесь уже больше года. Душа здесь начала успокаиваться. С утра до вечера молитвы. Это очень умиротворяет, — поделился послушник монастыря Александр.
Он рассказал, что когда приходишь в монастырь, то сначала нужно заявить о желании «потрудиться во славу божию». После этого происходит беседа с старшим священником монастыря, где человек должен всё рассказать о своей прошлой жизни и объяснить свое желание попасть в монастырь.
Многие же как — приходят на три дня переночевать и покушать. Монастырь — это же не гостиница. Нужно понимать.
— По чему больше всего скучаете из старой жизни?
— Развлечения, которые есть в городе. Дискотеки. Телевизор. А здесь этого нет... А потом этого и не надо.
— Планируете здесь остаться? Стать монахом?
— О монашестве я пока не задумывался. Это очень большая ответственность.
— С семьей общаетесь?
— Редко. Но, надеюсь, отношения станут теплее. Думаю, что все наладится.
— Не все могут нести эти тяготы и лишения. Здесь постоянный естественный отбор. Мне монашеская жизнь полюбилась своим ритмом, своим уставом. Самое сложное — смириться и принять действительность. Человек должен полюбить эту жизнь и сродниться с ней. Находиться в состоянии покаяния, — подытожил отец Афанасий.