Оправдательный приговор — это редкое явление. И зачастую наши читатели удивляются, когда видят такие новости. В одних случаях подсудимых оправдывают присяжные, а в других сам судья не понимает, за что наказывать человека. Корреспондент NGS55.RU Ирина Чернышева изучила сайты судов и узнала, кто в прошлом году оказался счастливчиком и вышел на свободу, а кто рано радовался и его ждет новый суд.
Александр Балашов, «хранил» наркотики
Александра Балашова обвиняли в незаконном хранении наркотических средств в крупном размере. По версии обвинения, Балашов сам собрал дикорастущую коноплю массой 148,7 грамма. В этот же день мужчине чертовски не повезло и его задержали полицейские. Стражи порядка забрали травку, и было заведено уголовное дело.
Ровно три месяца судья Семен Павленко изучал показания свидетелей и доводы следователей. И в итоге встал на сторону Александра Балашова. В оправдательном приговоре написано, что сначала подсудимого задержали полицейские, а потом по их указанию он собрал наркотик и якобы спрятал, а правоохранители его якобы нашли. Хотелось бы узнать фамилии полицейских, но суд их называть не стал, ибо эти личные данные к делу не относятся и доказывать их причастность — не задача этого суда.
— Без полицейского вмешательства подсудимый не намеревался собирать и хранить коноплю, поэтому в его действиях отсутствует состав преступления, — написано в решении Кировского суда.
Игорь Петроченко, наркобизнес на два города
Это дело рассматривалось почти три года. Семерых подсудимых называли членами омско-сочинской группировки. Сотрудники наркоконтроля установили, что в Омской области и Краснодарском крае действует организованная группа, которая продает героин через интернет-магазин. Организатором банды называли омича Игоря Петроченко, который ранее работал в расформированном УФСКН (управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков). Всего рассматривалось семь эпизодов сбыта наркотиков в крупном размере и попытки сбыта.
Вердикт выносили присяжные заседатели Октябрьского суда. В итоге всех осудили, а Игоря Петроченко полностью оправдали и дали ему право на реабилитацию и на возмещение вреда.
Сергей Честноков, торговал газом
Подсудимый был директором заправки в Шербакульском районе, на которую обратили внимание оперативники. Следователи настаивали, что Честноков установил оборудование для заправки газовых баллонов. Нюанс в том, что её нужно было зарегистрировать и сообщить об этом в Ростехнадзор, а руководитель этого не сделал. Более того, заправлял газом баллоны, в том числе с истекшим сроком годности. Уголовное дело завели по статье за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Дело ушло в Шербакульский суд. Там стало известно, что за заправкой было установлено наблюдение. Кроме того, был свидетель, который рассказал, что сам уговаривал оператора заправить баллон. Тот в итоге согласился, воспользовавшись переходником клиента. Владельца станции Сергея Честнокова в итоге осудили. А вот в апелляции уже оправдали. Дело ушло в областной суд, и там как раз по-другому оценили показания свидетеля. Раз оператор отказывался заправлять баллон и его пришлось уговаривать, значит сделал это по своей инициативе, и начальник ему таких распоряжений не давал. Более того, заправщика даже не установили и очной ставки его с клиентом не было.
Андрей Губкин, глава поселения, получал пенсию за вторую работу
Андрей Губкин уже давно возглавляет Орловское сельское поселение Тарского района. И жил он спокойно, пока его не обвинили в мошенничестве при получении выплат с использованием служебного положения.
Следователи говорили, что Андрей Губкин убедил директора Орловской общеобразовательной школы оставить его в должности учителя информатики, и якобы, хоть Губкин и не преподавал, стаж ему шел. А сами уроки вела супруга главы поселения. Зато последнему начислялась льготная пенсия. Всего Андрей Губкин, по версии правоохранителей, получил 563 тысячи рублей за пять лет.
Дело рассматривал Колосовский суд. Губкин виновным себя не признал. Он рассказал, что когда в 2010 году его избрали главой поселения, он продолжил работать по совместительству учителем черчения. Через три года черчение убрали и Губкин попросил дать ему всего час предмета факультативом, потому что ему не хватало два года педагогического стажа для досрочной страховой пенсии. По его словам, на директора школы он влиять не мог. Жена Губкина помогала ему на первых уроках. Плюс супруги замещали друг друга по необходимости.
В суде свидетели разошлись в показаниях. Кто-то из учеников подтвердил, что глава района преподавал информатику, а кто-то не вспомнил учителя. Загвоздка была в том, что прошло время и многие ученики уже стали взрослыми людьми, а многие разъехались, потому доказать вину Губкина не получилось.
Колосовский суд встал на сторону главы поселения и полностью его оправдал. Прокуратура попыталась оспорить решение, но апелляция оставила его в силе.
Яков Вагнер и Алексей Шипилов, картельный сговор
И снова оправдательный приговор вынес Семен Павленко из Кировского суда. На скамье подсудимых оказались владелец «Стройсервиса» Яков Вагнер и экс-руководитель «Омскавтодора» Алексей Шипилов. Якобы в декабре 2019-го — январе 2020 года они договорились между собой и уступали друг другу на торгах. Бизнесмены заработали 1,7 миллиарда рублей.
В создании картеля их обвинили из-за госконтракта по ремонту и содержанию дороги «Омск — Тара». В итоге «Стройсервис» отказался от участия в торгах, и контракт на ремонт автодороги достался «Омскавтодору». Суд не согласился, что был сговор. Дело в том, что обязательный признак картеля — это извлечение выгоды обоими подсудимыми, а если кто-то проиграл на торгах, то картеля нет.
Оправдали в итоге обоих из-за отсутствия состава преступления.
Игорь Валяев, участвовал в линчевании толпой
В 2021 году 24-летний сын предпринимателя Сергея Петрова, по версии следствия, покончил с собой. Его тело нашли в лесу. Но отец погибшего по каким-то причинам решил, что в гибели сына виноват 54-летний сторож — его сотрудник. Сначала Петров заставил сторожа пройти допрос на полиграфе, увезя его в Омск, а потом договорился со своими работниками устроить самосуд.
В итоге трое мужчин — сам Сергей Петров, а также Игорь Валяев и Евгений Иванов — семь часов избивали сторожа гаечным ключом и пятилитровыми канистрами с водой. На следующий день мужчина скончался и Иванов с Валяевым закопали тело в лесу. Экспертиза показала, что мужчина скончался от побоев.
Дело рассматривали присяжные. Приговором Омского областного суда Петрова и Иванова посадили в колонию общего режима, а Валяева оправдали.
Владимир Гейнц, не уследил за преступником
Гейнц был инспектором УФСИН, которого обвинили в халатности. Омский следком настаивал, что он небрежно относился к службе и не следил за 46-летним рецидивистом Сергеем Бояркиным. Последний освободился из колонии в апреле 2021 года и вел асоциальный образ жизни. Его хватило на полгода: в октябре он совершил кражу и покалечил знакомого. А в конце августа 2022 года Бояркин изнасиловал 9-летнюю девочку. Следователи посчитали, что совершить все эти преступления Бояркин смог из-за того, что за его поведением плохо следил бывший инспектор УФСИН.
Последнее преступление произошло на пустыре в поселке Новоомском. Пьяный рецидивист встретил 9-летнюю девочку возле магазина и пообещал купить коробку конфет. Приведя ребенка на пустырь, Бояркин ударил ее три раза кулаком в лицо и изнасиловал. После этого сбежал, а девочка вышла к дороге, где ее увидел и отвез в больницу местный житель. Ребенка госпитализировали с выбитыми зубами.
Уфсиновцу грозили исправительные работы на срок до одного года или арест на срок до трех месяцев. Но Кировский суд признал его невиновным. Точка в этом деле не поставлена, оно ушло в областной суд, потому что прокуратура подала апелляцию.
Владислав Куминов, судья, сбил пешеходов
В Омске судья сбил двоих пешеходов — его сначала оправдали, потом передумали, а затем опять оправдали.
25 декабря 2019 года судья Владислав Куминов на «Хонде» сбил двоих мужчин, которые переходили дорогу по зебре на перекрестке Лукашевича и Степанца. Один из пешеходов получил тяжкий вред.
Чтобы привлечь Владислава Куминова к уголовной ответственности, с него пришлось снять судейскую неприкосновенность. Судья согласился, что ДТП было, однако настаивал, что травму головы потерпевший получил уже после аварии. И суд встал на сторону Куминова. Правда, его снова ждет апелляция.
Нураддин Азимов, дал взятку за оценку сына
В ноябре 2019 года заведующего кафедрой фармакологии Омского государственного медицинского университета Сергея Скальского задержали по подозрению во взяточничестве. Следователи полагали, что профессор получал взятки от родителей двух студентов и от адвоката Салама Мусаева, действовавшего в интересах третьего студента. Взамен преподаватель должен был поставить хорошие оценки за экзамен. По версии следствия, Скальский получил 60 тысяч рублей и ноутбук.
Всего в деле было трое фигурантов: сам Скальский, адвокат Салам Мусаев, который был посредником, и отец одного из студентов Нураддин Азимов.
В итоге осудили только профессора и Мусаева. А вот Азимова оправдали. Прокуратура Омской области с этим не согласилась, и точка в деле пока не поставлена.
Тамара Ищенко и Марат Рахматулин, нарушение правил безопасности
И снова оправдательный приговор от Кировского районного суда. На скамье подсудимых были руководитель ООО «Агро-Мастер» Тамара Ищенко и глава ООО «Автодин» Марат Рахматулин. Пара попала под уголовное дело, когда сотрудник «Автодина» по имени Алексей получил сильнейший удар током на территории «Агро-Мастера». Мужчина стал инвалидом, а бизнесменов обвинили в нарушении правил безопасности.
Суд не нашел состав преступления и постановил отпустить подсудимых. Но региональная прокуратура оспорила это решение. Сейчас дело находится на пересмотре.
Максим Сорокин, сын наркодельца
Сына оправдали, но отца осудили — греческая трагедия в Советском суде.
По версии следствия в течение полутора лет бывший сотрудник правоохранительных органов Вячеслав Сорокин продавал в интернет-магазин героин. В напарники он пригласил своего сына Максима — так зародился семейный бизнес. Родственники фасовали крупные партии, делали закладки, а их третий партнер уже общался с клиентами. Оплату брали как деньгами, так и криптовалютой.
В итоге старшему Сорокину определили обвинительный приговор. А вот младшего оправдали. Прокуратуру это не устроило, и ведомство оспорило решение суда.