Аромат свежих покрышек в гипермаркетах — верная примета того, что скоро пора переобуваться. Будет ли во что в связи со всеми известными событиями, как изменились цены на шины и сколько теперь стоит шиномонтаж? Все эти вопросы мы задали экспертам омского авторынка.
Китай наступает
Среднестатистическая покрышка в Омской области подорожала за год почти на треть. Пик пришелся на санкционную весну 2022-го, когда, по словам директора интернет-магазина «Шины55.РФ» Александра Дежурко, цены были «просто бешеные». Совпало всё: скачок курса валют, логистические проблемы с поставками из-за границы, приостановка работы зарубежных компаний на российском рынке. Как следствие — ассортимент покрышек изрядно поредел.
— По ассортименту с японскими и европейскими брендами, к которым мы привыкли, конечно, грустно. То, что есть на остатках, то и распродается, свежих поступлений нет. Это касается Michelin, Goodyear, Continental, Nokian, — отметил управляющий сервисной зоны автоцентра «КарНЕТ55.рф» Роман Безруков.
— Какие-то остатки есть, на московском складе можно что-то найти, но это не свежий привоз, — подтвердил Александр Дежурко.
По его словам, на шинном рынке происходит глобальный передел. Александр Дежурко не исключил, что бо́льшую долю после ухода конкурентов заберут себе проверенные бренды Yokohama (Япония) и Pirelli (Италия) и усилят свои позиции пока малознакомые российскому покупателю производители из Поднебесной. На то, что омичи начнут активнее поддерживать отечественного производителя, надежды у продавцов почти нет. Маркировка Made in Russia, если проводить автомобильные аналогии, скорее стоп-сигнал.
— Всё меняется. Китайских брендов много появилось. На фоне европейских брендов цена у них, конечно, достаточно привлекательная, но по качеству, понятно, не имеет смысла их сравнивать, — добавил Роман Безруков.
Пока из плюсов у «китайцев» действительно только цена: они практически в каждом размере шины предлагают самый доступный вариант. Отзывов по качеству еще не очень много. Омичи только начинают активно тестировать китайские покрышки, так что полноценную обратную связь от них можно будет получить через год-два. Хотя, например, пару относительно известных в России брендов, Triangle и Hifly, продавцы характеризуют как «в целом нормально за свои деньги».
— У покупателя выбора почти нет. Зарплата особо не выросла, соответственно, к повышениям цен по брендам он не очень готов и, конечно, начинает смотреть что-то подешевле, бюджетные модели, бюджетных производителей, — рассказал управляющий сервисной зоны автоцентра «КарНЕТ55.рф». — Не скажу, что все спокойно берут [китайские шины] — есть опасения. И мы не можем обратной связи дать, потому что раньше ими не торговали. Сами мониторим, читаем про новые бренды, которые люди ставили год, два, три назад. Из этого хоть какое-то представление вырисовывается.
Из приятного: по сравнению с весной 2022 года резина заметно подешевела, но досанкционные цены омичи уже вряд ли увидят.
— С прошлой весной некорректно сравнивать, потому что там кто во что горазд был, бешеные были цены. А с позапрошлым годом если сравнивать, до тех цен, конечно, не откатились, процентов на 7–10 подорожали шины. Сейчас цены адекватные, по крайней мере на ходовые размеры, — отметил Александр Дежурко.
В автоцентре «КарНЕТ55.рф», который специализируется на шинах среднего и премиального ценового сегмента, брендовые покрышки подорожали за тот же период на 30–50%. Например, в 2020-м комплект резины на популярный в Омске Hyundai Solaris стоил от 14–15 тысяч рублей, в 2023-м за него придется отдать не меньше 20 тысяч. На неходовые размеры рост цен доходит до 70%. И их еще надо поискать.
— Проблема наблюдается со сложными размерами. На люксовых автомобилях часто шины разноширокие стоят — спереди одни, сзади другие. Кому нужны эти шины, лучше заранее беспокоиться, потому что их очень мало на всю страну. Выход: либо на Китай переходить, либо на зимние, бывает и такое. С ходовыми размерами таких проблем не будет, — добавил Александр Дежурко.
Когда переобуваться?
Менять зимнюю резину на летнюю пока рано. Накануне в городе похолодало, а дороги снова покрылись тонким слоем льда. Общепринятое правило переобувки — чтобы среднесуточная температура была выше +7 градусов. В Омской области это обычно середина-конец апреля.
— По нашим прогнозам, тяжелые машины, Land Cruiser, что-то полноприводное, поедут уже со следующей недели. Если во дворах есть наледь, а автомобиль легкий, переднеприводный, Lada Granta, Lada Vesta, Hyundai Solaris, рекомендуем людям чуть подольше подождать. Три дня погоды не сделают, шипованная шина не испортится, шипы никуда не улетят, — рассказал Роман Безруков.
В «Шинах55.РФ» смена резины под ключ на условной Toyota Corolla будет стоить 1400 рублей, и за год, по словам Александра Дежурко, шиномонтаж не подорожал, в «КарНЕТ55.рф» услуга обойдется в 1800 рублей, на 20–30% дороже, чем прошлой весной, в основном за счет роста цен на расходники.
— Цены выросли на 5–10% на сами услуги и на 30% на запчасти. Они резко скакнули в марте 2022 года, после начала СВО, держались март-апрель-май, и потом курс валюты и цены вслед за ним начали снижаться, — добавил руководитель управляющей компании сети автосервисов REAKTOR Илья Николин.
Очередной виток роста цен начался с прекращением прямых поставок запчастей в Россию: усложнилась логистика, в цепочке продаж появились перекупщики. Единственное, что сейчас сдерживает цены, — это снижение покупательского спроса на 20–30%. Но, отметил Илья Николин, товар заканчивается, и новая партия будет неминуемо дороже.
— Плюс поменялся пакет брендов: больше китайских производителей, меньше мировых производителей. Купить можно, но дороже, а порой и выбора нет, — подытожил предприниматель.