![](https://n1s1.hsmedia.ru/63/6f/1d/636f1dd5fd8421bc163b8bb2ff9f8a3d/656x451_1:5603_97b005ebf0e29354180358a6574f3c9a@1623x1115_0xzDaB4j3g_7595025965751021304.jpg.webp)
Вы знали, что первый десяток лет работы омские гаишники обходились без автомобилей? Даже предшественник мотоцикла «Урал» под названием М-72 был роскошью. А потом понеслось — вплоть до БМВ, «Фордов» и «Ленд-Роверов». Сегодня, 3 июля, в День ГИБДД, мы решили вспомнить, на каких автомобилях несли службу омские инспекторы.
Начиналось всё вовсе не с автомобилей. Первый в Советском Союзе отдел регулирования уличного движения (ОРУД) появился в 1925 году в Москве, и в распоряжении регулировщиков были главным образом велосипеды и мотоциклы, на которых они гонялись за редкими нарушителями. Собственно ГАИ (Государственная автомобильная инспекция) была учреждена в 1936 году. До восьмидесятых годов инспекторов возили тяжёлые мотоциклы М-72, а потом «Урал» — потомки БМВ времён Второй мировой.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c5/e3/19/c5e319c07bbd7b52ab770349095ed7d1/656x409_1_59c237575552d639f701aba302c463bd@2000x1245_0xHhePgEjV_9499826009791799587.jpg.webp)
— Все работники, включая и начальника, пользовались в работе только мотоциклами, — цитирует пресс-служба ГИБДД воспоминания лейтенанта А.В. Чурикова, служившего в пятидесятые в Калуге. — Дороги в области были одна хуже другой, и на дорогу длиной в 60 км приходилось тратить почти сутки.
Тем не менее гаишники на мотоциклах без проблем догоняли легковушки тех времён. Немудрено: 30 «лошадей» приходились всего на 300 килограммов массы. Собственно, до 60-х они и составляли большинство парка ГАИ. Редким исключением был автомобиль ГАЗ М-1 («эмка»).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a8/f8/98/a8f8981fff5f9fcf559f5199db473ef5/656x415_1_f528c14bba1c50025b48751c99e5f593@1024x647_0xlV1fbJ18_7160717683822760604.jpg.webp)
После войны в распоряжение ГАИ попало определённое количество трофейных и демобилизованных машин — тех же «эмок» и ГАЗ-67Б. Но их было крайне мало, поскольку дорожным инспекторам они доставались по остаточному принципу; к тому же ГАЗ-67Б не слишком подходил для городского патрулирования. Специализированная техника появилась у гаишников только в пятидесятые, с началом производства «Побед» и «Москвичей-400». Некоторые автомобили этих марок поступили в распоряжение инспекции и получили в качестве отличительных признаков громкоговоритель на крышу и красные полосы на бока. Корреспондент NGS55.RU смог протестировать такой автомобиль 1954 года, восстановленный омской ГИБДД. У машины с 26-сильным двигателем были только два преимущества перед мотоциклами: крыша и печка.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/63/87/4b/63874b421eba3ebc92bd13b4cd0a4502/656x396_1:5603_136a422bd0075bf3c3b5094005906f5c@2000x1205_0xTIsc3cTq_0661915393596071612.jpg.webp)
Кстати, об отличительных признаках. Фирменная «ливрея» появилась у автомобилей ГАИ в 1954 году: соответствующий приказ МВД был подписан 31 декабря 1953 года. Сначала это был тёмно-синий фон (под цвет обмундирования милиционеров и инспекторов) с красной полосой; в 1962 году фон стал бирюзовым, а в 1968-м — жёлтым с синей полосой.
В конце 50-х у автоинспекторов появились первые «Волги» ГАЗ-21. От других «гаишных» машин они отличались обязательным гербом СССР на дверях и надписью «ГАИ» на крышке багажника, а от аналогичных гражданских машин — более мощным двигателем: 85 лошадиных сил против 70. Госавтоинспекция получала 200 таких машин в год.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c1/0d/e3/c10de3561ab242f6a504ddb465af0a21/656x422_1:5603_c7eea5f5f40cb78dfd892172297e92bd@2000x1285_0xWBFtk2PH_5912626070597304577.jpg.webp)
В шестидесятые на улицы Омска и других советских городов выехали новые «Москвичи» (408-й, а потом 412-й модели), ГАЗ-69, уазики.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/20/b8/17/20b817711f00ed7e27aedb94f263e444/656x430_1:5603_c1ba430a7c5b7131c979042361dbb8bc@2000x1309_0xJeU0J4u0_1599193160694657486.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0e/f0/eb/0ef0eb1983093e7a259e2d95682f6474/656x404_1:5603_1c3fefe8ea1da5a0e1ba3952fd65cd72@1614x992_0xqPZYXUkP_3763224806115648904.jpg.webp)
Но самой массовой машиной ГАИ в советское время стали «Жигули». Первые «копейки» попали на службу в начале семидесятых.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/58/8c/51/588c51432e128d81cc78ec5059bd8ce4/656x425_1:5603_63fc6e76fefd1fc3c38f23da5ee4b731@1687x1091_0xJV8hVel0_8266601629713734293.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/db/66/4b/db664b8bcf9d4221ee561af4d3c10a38/656x441_1:5603_e9a418ab790cfe237426b070293e707b@1449x972_0xSlvgwM7y_2973174807987653698.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0f/23/75/0f2375ad066cbb71ab7b260d4f32325c/656x438_1:5603_de75026a6cf04a5ad981265ab375be4a@2000x1335_0xv0bKqpfx_7423701261421258575.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/64/71/73/64717340bcaa4461b8edde6a7daee080/656x438_1:5603_2cbedab5b04868835b3faa7babe78f3d@1500x1000_0xLEAfO3q9_1255799095622872160.jpg.webp)
Одновременно, с конца 70-х в ГАИ появились новые чемоданистые «Волги» ГАЗ-24. Ездили они медленнее «Жигулей», зато были просторнее. Кстати, из обеих моделей делали «догонялки» с форсированными двигателями.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b7/b0/b0/b7b0b0e85ced70f607bfda4f5fb2ccff/656x481_1:5603_87b8bb999604922494501552966162eb@1850x1355_0xiyebJI6l_9976877461060707813.jpg.webp)
Потом, конечно, появились «восьмёрки» и «девятки». С этой машиной могла тягаться уже не всякая пожилая иномарка из тех, что оказывались на омских дорогах. «Самары» с проблесковыми маячками изредка попадаются на дорогах до сих пор.
Кстати, в 1990 году цвет машин ГАИ поменялся на бело-синий.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f4/69/86/f469860d9e853ebaae82003236e3548c/656x492_1:5603_c8d9d8097f434d3645118e88572637e2@800x600_0xjMFvIqG6_0090217814761797552.jpg.webp)
В девяностые годы всё круто изменилось. На смену советскому единообразию пришло буйство цветов и красок: наши гаишники могли ездить на самых разных машинах, включая иномарки. Многое зависело от финансовых возможностей и простого везения, но иногда инспекторам перепадали весьма примечательные машины. В их числе, например, «Ленд-Ровер-Дискавери», легенда гонок «Кэмел-трофи». Мощные внедорожники быстро снискали себе авторитет.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/63/6f/1d/636f1dd5fd8421bc163b8bb2ff9f8a3d/656x451_1:5603_97b005ebf0e29354180358a6574f3c9a@1623x1115_0xzDaB4j3g_7595025965751021304.jpg.webp)
Ещё одна иномарка в ГАИ, тоже закупленная крупной партией, — 240-й «Вольво». Надёжные шведские седаны оставались в строю почти тридцать лет. Сейчас в ГИБДД Омской области мечтают восстановить одну из таких машин, однако запчасти для неё дороги, и найти их сложно.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0b/94/4a/0b944abef765fd11687fc78683fb1c1a/656x406_1:5603_da70cdd7b50c4365e2d4d9ab84d1ba1f@1990x1230_0xdLkL6B2o_2627182977490797612.jpg.webp)
Была в арсенале ГИБДД и другая шведская иномарка — «Вольво-850».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/11/6b/77/116b77d2890036436e6be19846462d4e/656x391_1:5603_2daa9517ce16343ce867004341454273@1447x862_0x5HnzZpr5_4296718718296141747.jpg.webp)
Тем временем в начале двухтысячных в ряды ГИБДД затесался и баварец — БМВ третьей серии. Динамичная немецкая машина выделялась среди «Самар» и прочих «десяток».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ed/6c/20/ed6c2048e0f3465abb5db32596a2ec52/656x412_1:5603_02dbcff23ed82d994798405a4384b436@1802x1129_0xakJA1y6X_7865314152939276964.jpg.webp)
В 2010-е годы в ГИБДД появились «Форды Фокус». Они, в отличие от БМВ, участвовали не только в парадных мероприятиях.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/af/3e/67/af3e67f82b0839102e365cccdffd524c/656x426_1:5603_f5fbdc5518e58943bf8c3b9bd6c2fcab@1795x1165_0xpdG75TBW_4335479631325846684.jpg.webp)
По словам сотрудников ГИБДД, лет пять-шесть назад с машинами было не очень: автопарк состарился, а новые не покупали.
— За последние годы ситуация улучшилась. Раньше на тридцать человек приходилось четыре-пять машин, создавались пешие наряды — и не потому, что инспектору машина не нужна. Сейчас на то же количество сотрудников приходятся десять машин, — рассказали в ГИБДД.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1a/61/e7/1a61e7d05720d0915645c600d7fe0ae7/656x407_1:5603_a1a48d4a14b9ec1ffed8708c0abab23d@1744x1082_0xtZ3m4D8R_3054552591190834192.jpg.webp)
Два года назад омская ГИБДД получила ещё десять «Фольксвагенов-Поло».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ca/7a/01/ca7a013d483985d1baa4d470a2290b5f/656x436_1_6e9f5f30aa41a40cfc20060ba465969a@800x531_0xLSox9Fj6_2237577959630497948.jpg.webp)
Тогда же сотрудникам Госавтоинспекции достался внедорожник «Форд-Эксплорер». Конечно, в ежедневных патрулях он не работает — дороже выйдут запчасти и обслуживание.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/84/d0/00/84d00000097e96a369f8c19dfbfb7c42/656x436_1_49980847af20f654956694f62ad4736f@800x531_0xZS7cD64f_3887492176116287153.jpg.webp)
В последние годы ГИБДД стало больше уделять внимание отечественному автопрому. Не столько из-за поддержки наших производителей, сколько из-за цены и простоты обслуживания. Интересно, что внутренности таких машин почти не отличаются от гражданских моделей. То есть форсированные для автоинспекторов двигатели делать почти перестали. В этом году парк омского ДПС, например, пополнился десятью машинами «Лада-Веста». Инспекторы отзываются о них так: уже и не отечественный автомобиль, к каким привыкли, но и далеко не иномарка.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/02/44/36/024436f3f372d0f1a25a7e4b94f6809c/656x438_1_90348a5a44c08f616d5a9f664b1995c3@800x533_0x7FW347Da_2807826806244018274.jpg.webp)
Хотя и иномарки тоже ещё пользуются спросом. Вместе с «Вестами» инспекторам, например, уже перепали новенькие «Форды-Мондео» и «Тойоты-Камри».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/af/21/e1/af21e1e5b32e5067bbafb48b1ade3a48/656x438_1_e8ab87b38b83a8f87040485e3f2b1597@800x533_0x2EB4Ho2v_1152338791777955427.jpg.webp)
Стоит отметить, что автопарк госавтоинспекции после девяностых в каждом регионе начал развиваться немного по-разному. До сих пор в Омске больше патрульных «Приор» и «Вест», а где-то вовсю работают невиданные у нас «Фиаты». В Уфе «Солярисы», в Приморье ещё недавно весь автопарк был с правым рулём. Казанские полицейские разорились на новенький BMW X6 с пятилитровым мотором, а в Москве с наклейками ДПС даже ездит «Порш-911».