В настоящее время инсульт стремительно молодеет. Теперь в зоне риска находятся не только пенсионеры, но и люди от 20 лет (и после удара выживают из них лишь 50%). Причинами этой тенденции медики называют плохую экологию, гормональные противозачаточные препараты, сигареты, наркотики, алкоголь и многое другое. NGS55.RU пообщался с 35-летней девушкой, которую сразил инсульт. Её история — в нашем материале.
— … Они очнулись? Вышли из комы?
— К сожалению, нет, — готовлюсь услышать, что пациенты по-прежнему пребывают во сне, однако... — 31-летний мужчина умер сегодня утром. После инсульта так и не вышел из комы. 25-летняя девушка тоже скончалась. Теперь её ребёнок будет расти без мамы, жалко малютку… Осталась только Наталья.
Наталья Фоминых, 35 лет. Пациентка БСМП-1. Участок головного мозга перестал снабжаться кровью — перекосило лицо, парализовало руки, пропала речь. Ишемический инсульт. Жива.
Наталью мы находим в инвалидном кресле с выражением отрешённости на лице. Появление медика выводит девушку из эмоционального ступора, и её губы расплываются в смущённой улыбке.
— Нет-нет, помогать не надо. Мои ноги в порядке, я могу встать сама. Я готова поговорить с вами, — пациентка поднимается с металлической конструкции и делает шаг мне навстречу, покидая угол фойе. — Пройдём в палату или в кабинет?
«Первый раз»
— Это был мой первый раз, мой первый инсульт. Это было неожиданно. Перед этим не было никакой боли, я чувствовала себя хорошо, — начала Наталья, и её пальцы моментально складываются в замок. Голова опускается, голос становится глухим. — Был вечер, и мы с мамой пошли в бассейн, который на Конева. Я успела проплыть только одну дорожку, и то всего в одну сторону…
Она доплыла, развернулась, оттолкнулась, сделала пару взмахов ногами и замерла — её зрение затуманилось, картинка стала рассеянной, и девушка, решив, что в глаз попала ресница, принялась тереть лицо. Как скоро она заметила, что делает это только левой ладонью, Наталья не помнит. Однако именно в тот момент, когда она попыталась поднять повисшую правую руку, а та даже не шелохнулась, омичка поняла — проблема не с глазом. С ней случился инсульт.
— Рука не двигалась, а ощущения были такие, словно её у меня нет. И внезапно я всё поняла, — вспомнила Наталья. — Я запаниковала, попыталась закричать, чтобы позвать на помощь, но не смогла — у меня пропала речь. Я могла говорить только: «Ааа… И… Паа». Это были нечленораздельные звуки, мычание, как у маленьких детей…
«П!»
«При инсульте счёт порой идёт на минуты», — утверждают врачи. Глубину этого заявления Наталья осознала, судорожно вглядываясь в водную глубину. В первые шестьдесят секунд отказало её зрение, во вторые — правая рука, в третьи — пропала речь. Ещё пара минут, и она уже могла уйти под воду, но она вцепилась в разделительную дорожку и стала подтягиваться по ней к лестнице.
Когда мама Натальи поравнялась с дочерью, ей в глаза бросился очередной симптом: правая бровь, а также правые уголки рта и глаза девушки ушли вниз, лицо исказилось. В бассейне раздался первый отчётливый крик.
— Она закричала: «Помогите!» Но, к сожалению, спасатель, который должен был вытащить меня из воды, сидел на своём посту в наушниках и смотрел в пол, поэтому ничего не увидел и не услышал. Он даже не посмотрел в нашу сторону, — продолжила Наталья. — Я сама поднялась на одну ступеньку, но больше не смогла — было очень тяжело. Я почувствовала, как мама зажала меня своим телом, чтобы я не упала обратно в воду, и продолжала кричать. Другие люди тоже стали кричать: «Помогите девушке! Помогите кто-нибудь её поднять!»
Общими усилиями — без участия профессионального спасателя — посетители бассейна вытащили Наталью из воды. Сбегали за штатной медсестрой. Та измерила омичке давление — зашкаливало под 200. Помимо прочего, у Натальи начала отниматься и левая рука. Медсестра осмотрела клиентку и предложила ей пройти в медкабинет — она не распознала инсульт. Попытки самой девушки объяснить: «Паралич! У меня паралич!» обрывались на первом слоге: «П!»
— Никто не понял, что со мной. Они или не знали, как опознать инсульт, или не подумали о том, что он может случиться у молодого, а не пожилого человека, — рассказала девушка. — Врач был некомпетентный. Она даже не попросила кого-то отнести меня в медпункт. Просто сказала идти за ней. Но мне нельзя было ходить самой, потому что последствия могли стать хуже. А может, они и так стали хуже, потому что сейчас у меня в головном мозге сразу четыре очага… Если бы они поняли, если бы кто-нибудь знал, что со мной, всё могло бы сложиться по-другому…
Дверь в медкабинет захлопнулась вместе с сознанием Натальи, к которой не торопились врачи.
Пройдя в кабинет, девушка упала на кушетку. Левой рукой, которая ещё слабо слушалась, начала стягивать с себя купальник (ей стало трудно дышать). Это было её последнее действие — глаза Натальи закрылись, и на долгое время наступила тьма.
— Я помню, что почувствовала холод. Как потом выяснилось, моя мама открыла окна в кабинете, чтобы мне было, чем дышать, и я замёрзла, потому что лежала голая, — призналась Наталья. — Я говорила себе: «Открой глаза! Открой глаза!» Но они не открывались. Я чувствовала, как мама трясла меня — пыталась растереть. Она кричала: «Наташа, пожалуйста!.. Дочка, открой глаза!» А я лежала без сознания и думала только о своей трёхлетней дочери — увижу ли я её снова? Я помню, так боялась, что больше никогда её не увижу…
«Клиентке бассейна стало плохо. Приезжайте», — именно с такой формулировкой медсестра вызвала скорую помощь, не сообщив о симптомах и резком ухудшении самочувствия девушки. И вот результат. В 16:45 Наталья вместе с мамой зашла в бассейн. В 17:00 с ней случился инсульт. Диспетчер приняла вызов в 17:29. Скорая помощь приехала только через 40 минут.
«Люди, которые должны были меня спасти, меня погубили»
— В инсульте самое главное — это время, за которое тебя спасают, потому что умирают клетки мозга. Но те люди, сотрудники бассейна, которые должны были меня спасти, меня погубили, — вздохнула Наталья. — Когда приехала скорая, врачи были в шоке, что медсестра не вызвала реанимацию и не сказала, что я парализована. Они погрузили меня в машину, поставили систему и очень быстро поехали в больницу. Гнали, как самолёт.
В БСМП-1 девушку привезли в 18:32. Врачи сработали оперативно — взяли анализы, сделали томографию, провели эхокардиографию сердца, холтеровское мониторирование и ещё целый ряд мероприятий. Выявили лакунарный инсульт и отправили в нейрореанимацию. Наталье повезло. На шестые сутки её состояние улучшилось, стабилизировалось, и осложнений медики БСМП-1 у неё не нашли. Как не нашли и точную причину инсульта. И это, пожалуй, пугает сильнее всего.
— Мы проверили её на все основные причины, но не получили совпадения ни на одну из них. Однако обследования выявили высокую свёртываемость. Мы подозреваем, что у неё заболевание крови, которое, скорее всего, и спровоцировало инсульт, — объяснила заведующая отделением.
«Как смотреть через соты»
Лицо, мимика, руки, ноги, речь — после инсульта у Натальи восстановилось практически всё. Осталась лишь гемианопсия — односторонняя слепота в половине поля зрения. У неё пострадало левое полушарие мозга, и теперь частично не видит левый глаз.
Сама Наталья объясняет: её зрение не ухудшилось — «сломалось». Девушка видит не размытую картинку, а пазл, собранный не до конца.
— Теперь я вижу кусочками. Есть дырочки, через которые я могу смотреть. Например, сейчас я смотрю на вас, и вижу только один ваш глаз, ваши губы и ухо, одну вашу руку. Всё остальное — нет. Только чернота. Это как смотреть через соты. Та часть мозга, которая пострадала, отвечала за моё зрение, и, если эти кусочки не восстановятся, я никогда не смогу видеть, как раньше... Ещё больше меня теперь пугает возможный рецидив, — голос девушки становится глухим. — Но я благодарна за то, что хотя бы так, но я по-прежнему могу видеть своих близких и свою дочь. Сейчас именно эта мысль придаёт мне сил.
Как опознать инсульт?
Прежде мы не раз освещали ситуации, когда омичи попадали в городские больницы с инсультом: нейрохирурги БСМП-1 спасли предпринимателя с тремя кровоизлияниями в мозг; одного из омских пенсионеров инсульт сразил на отдыхе в Турции, другой житель нашего города из-за инсульта потерял сознание прямо на улице и впал в кому. Как мы уже отметили, счёт при инсульте может идти на минуты, а минимизировать его последствия и предотвратить инвалидность можно только в первые три часа. Поэтому очень важно уметь распознать кровоизлияние и в кратчайшие сроки вызвать для пострадавшего скорую помощь.
NGS55.RU публикует краткий перечень симптомов инсульта:
резкая, очень сильная головная боль, головокружение;
онемение конечностей, паралич;
потеря речи;
перекос лица: кривая улыбка, уголки губ, брови и глаза могут «сползти» вниз;
нарушение зрения;
нарушение равновесия, потеря координации.
Симптомы могут проявляться постепенно и не полным списком. Однако если вы заметили большую часть из них — немедленно вызывайте скорую и обязательно сообщите врачам предварительный диагноз — инсульт.